Искусство Древней Руси: Собор Рождества Богородицы  в Антониевом монастыре (Великий Новгород)

изображение

Святой Антоний, основатель Антониева монастыря, попал на новгородскую землю самым удивительным образом. По легенде он жил в Риме. Однажды он пошел на молитву. В качестве места для молитвы он выбрал камень на морском побережье. Пока Антоний был погружен в свой внутренний мир общения с Богом, на море поднялся шторм, камень оторвало от берега и он уплыл в море. А вот причалил к берегу этот камень только на реке Волхов, на которой, как известно, и стоит Новгород Великий. Произошло это в тысяча сто шестом году, в день Рождества Богородицы. Именно в честь этого праздника Антонием и был заложен главный храм организованного им монастыря.  Сейчас камень Антония Римлянина лежит в притворе справа от входной двери. (Притвор – пристройка перед входом в храм). Светские историки, разумеется, в житийную историю о приплытии Святого Антония «от римской страны по тёплому морю» не верят. Ещё в конце девятнадцатого века было высказана ныне общепринятая теория о том, что Антоний был монахом Киево-Печорской лавры, возможно действительно византийцем из Калабрии, посланным в Новгород в качестве миссионера.
Первая Новгородская летопись отмечает закладку собора в тысяча сто семнадцатом году, а в тысяча сто девятнадцатом  говорит о завершении строительства. Роспись собора была выполнена в тысяча сто двадцать пятом году. Все фрески были полностью поновлены в девятнадцатом веке, и от оригинальных росписей практически ничего не осталось, за исключением росписи в алтарной части.
Собор имеет три купола: центральный купол, купол над башней, которая примыкает к собору на северо-западном углу, и третий, призванный уравновесить конструкцию. Этот трехглавый тип собора можно встретить также в Георгиевском соборе Юрьева монастыря все в том же Новгороде Великом. Башня собора Рождества Богородицы —  первый известный пример колокольни в русской архитектуре. Шесть столбов, на которые опирается собор, толще стен.
Собор Рождества Богородицы – единственный новгородский памятник, не только не пострадавший в ходе оккупации в годы Великой Отечественной войны, но кое-что приобрётший. Дело в том, что немцы то ли пустили на дрова, то ли увезли в Германию громадный иконостас собора. А под ним обнаружились оригинальные фрески двенадцатого века, ни разу не поновлявшиеся за всю историю собора и не тронутые вандалами – реставраторами  века девятнадцатого.
На фото летний день, голубое небо с облаками. Облака перистые. Они расходятся от центрального купола собора как волшебный хвост павлина, только вместо зелено-фиолетовых цветов – бело-голубые. Трава и деревья зеленые, в самом расцвете.  В центре кадра – сам собор.  Ракурс съемки – с угла. Собор состоит из двух ярусов – этажей – нижнего и верхнего. Нижний ярус имеет много довольно больших окон и покатую крышу. Угол, который уходит влево от точки съемки: семь окон. Угол, который уходит вправо от точки съемки: семь окон плюс одно заделано, плюс входная дверь в собор.
Второй ярус меньше первого по размеру. В нем также есть окна, они, в отличие от окон первого яруса, помещены в полукруглые выемки, которые украшают весь второй ярус. Угол, который уходит влево от точки съемки: три окна. Угол, который уходит вправо от точки съемки: четыре окна. Над вторым ярусом возвышаются барабаны с куполами: по центру – самый большой, левее – самый маленький,  на заднем плане купол башни. Также сама башня чуть-чуть попадает в кадр. Цвет у куполов темно-черный, такой же, как кровля первого яруса. В барабанах куполов также есть узкие, вытянутые вверх полукруглые окна. Все окна собора решетчатые. Кресты серые. Сам собор белоснежный. Общее впечатление от собора – довольно компактное, небольшое и приземистое сооружение, проникнутое мощью и строгой красотой. Так и кажется, что вот сейчас ворота собора раскроются, и из них выльется яркая толпа горожан: женщины в цветастых платках, труженики – мужики, маленькие дети. И будут звенеть колокола, а счастливый смех будет разливаться по всей округе.
***
Автор описания: Елена Ланикина
Ссылка на источник