Искусство Древней Руси: церковь Спаса на Нередице, Великий Новгород

изображение

Церковь возведена в тысяча сто девяносто восьмом году, расписана чуть позже – в тысяча сто девяносто девятом.
Название архитектурного памятника, по одной из гипотез, связано с местностью Нередицы, «прозванной так потому, что она была не в ряду города».

Церковь однокупольная, четырехстолпная. Это означает, что в ее постройке четыре столба, которые делят помещение на девять частей. Также у церкви три апсиды – полукруглые объемы в алтарной части храма, примыкающие к основному объему.
Фрески церкви на Нередице – воистину уникальный памятник, который, увы, почти полностью погиб во время Великой Отечественной Войны. Однако сохранились многочисленные копии фресок, в том числе, тридцатых годов двадцатого века и более ранние. Например, акварельные копии нередицких фресок, исполненные в тысяча восемьсот шестьдесят втором году художником Николаем Мартыновым, были показаны в тысяча восемьсот шестьдесят седьмом году на Всемирной выставке в Париже и заслужили диплом и бронзовую медаль.
В настоящее время, кроме изредка совершаемых молебнов, богослужения не проводятся. Открыта как музейный объект.
На фото солнечный летний день, голубое небо и белые объемные облака. На переднем плане высокая зеленая трава и желтые цветы. По центру расположилась сама церковь. Она похожа на плотный, коренастый, сочный белый гриб. Однокупольная, имеет форму квадрата. Вся белоснежная. Точка съемки такова, что мы знакомимся с алтарной, задней частью церкви. Соответственно, на этой задней части расположились три апсиды – полукруглые объемы. Центральная апсида имеет высоту с саму церковь, две боковые в два раза ниже центральной по высоте, то есть, поднимаются лишь на половину высоты церкви. В боковых апсидах ближе к крыше расположились окна – высокие и узкие, полукруглые наверху. По одному окну в каждой апсиде. В центральной же апсиде – два таких окна, одно над другим. Цвет крыши апсид такой же, как и основной площади кровли церкви и купола – серебристый. Крест также серебряный. Барабан, на котором размещен купол, довольно высок. В нем также имеются окна, такие же, как в апсидах. На фото видно левую стену церкви, на ней также присутствует несколько окон, плюс, довольно большая дверь, возможно – центральный вход.
Архитектурный памятник оставляет впечатление надежного, мощного, крепко сбитого, в чем-то боевого, коренастого архитектурного сооружения. Однако, пусть он и коренастый, он, этот архитектурный памятник, очень изящен. ( Как бы парадоксально это не звучало). Он гармоничен, художественно выверен, аккуратен. Бесспорно, эта церковь несет в себе заряд свободолюбивой и великой новгородской земли и  не зря считается одним из ее символов.
***
Автор описания: Елена Ланикина