Искусство Древней Руси: церковь Покрова на Нерли

изображение

Эта церковь была возведена во время правления святого князя Андрея Боголюского, во второй половине двенадцатого века. Вообще строительство Андреем Боголюбским во Владимире часто сравнивают со строительством Ярослава Мудрого в Киеве, примерно сто лет назад. И если последний – это расцвет Киевской Руси, то мероприятия по расширению Владимира князем Андреем – бесспорный расцвет эпохи удельной раздробленности.

Итак, Покрова на Нерли… Нерль – это речка. Устье Нерли находилось на пересечении важных торговых речных путей и служило воротами во Владимирскую землю: здесь корабли поворачивали к княжеской резиденции, отсюда разворачивалась панорама на Боголюбов с княжеским дворцом и на Владимир. Церковь должна была стать выдвинутым вперёд элементом репрезентативного ансамбля, его предвратным монументом. Что же касается того, что эта церковь построена в честь праздника Покрова Богородицы, то тут необходимо сделать ремарку, что в принципе, этот праздник был зарожден в Византии, но на Русь его принес именно Андрей Боголюбский, сделав одним из самых почитаемых. Также с именем Андрея Боголюбского связана чудотворная икона Богородицы, называемой по имени города Владимир Владимирской, хотя она изначально хранилась в Вышгороде и была вывезена князем. По преданию, ее написал сам евангелист Лука. Икона стала символом Руси и настоящей ее защитницей. Становится очевидным, что князь Андрей любил и почитал Царицу Небесную, и хотел поделиться своей верой с народом.

Известно, что в строительстве церкви принимали участие иноземцы. В частности, мастера из немецких земель, посланные Фридрихом Первым Барбароссой, с которым Андрей был в дружбе.

 Перед зодчими стояла непростая задача: место строительства находилось в заливаемой пойме, поэтому нужно было обезопасить храм от воды. Для этого на фундаменте были возведены четырёхметровые стены, засыпанные землёй. Образовался искусственный холм, облицованный каменными плитами, на котором церковь встала как на пьедестале. А сам фундамент уходил на глубину пять метров.
Храм очень небольшой, примерно десять на десять метров. Он одноглавый, белокаменный.

Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в тысяча восемьсот семьдесят седьмом  году). Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтырем в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. (Подобный сюжет также встретится в Дмитриевском соборе Владимира, но об этом – отдельный разговор). В оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Главное, что отмечается всеми исследователями и просто    туристами – это необычайная гармоничность сооружения, выверенные пропорции, красота и изящество.

На фото осенний день, трава и деревья желтые. Небо синее, облака перистые, их не много. Верхнею часть фото занимает церковь с прилегающим к ней пейзажем, нижнею часть кадра занимает отражение церкви в воде. Кромка реки делит кадр ровно на две части. Церковь возвышается на небольшом холме, вокруг нее расположились деревья.
Она выглядит маленькой, почти игрушечной. Она снята с угла, угол разделяет ее на левую и правую части. В обеих частях, левой и правой, расположены входы в храм. Однако главный вход в той части, что слева. Входы представляют собой полукруглые арки с темными дверьми. Полукружие над входом выполнено в несколько слоев, от самого высокого выступающего  до самого низкого углубленного. Слева и справа от центрального входа расположились два вытянутых полукруглых в вершине окошка. Сверху также расположены три аналогичных окна. На той части церкви, что справа, ближе к левому угловому краю, прямо по центру, расположено еще одно окно. Оно меньше предыдущих. В правой части церкви на том же уровне, что и в левой, расположено еще два окна. Архитектурно они идентичны окнам левой стороны.

У церкви есть пояс из небольших вертикальных выступающих колонок, так называемый колончатый пояс. Он делит объем церкви как бы на две части – верхнюю и нижнюю. Три окна слева и два окна справа расположены как раз над этим поясом, в верхней части.
Церковь и в левой части, и в правой разделена на три полоски – части. Каждая из них завершается полукругом. Вверху этих полукругов расположены барельефы на библейские сюжеты, однако степень приближения кадра не позволяет их идентифицировать.
Черный купол с золотым крестом размещен на довольно высоком и нешироком барабане. Барабан также украшают барельефы в виде орнамента.

Общее впечатление от памятника – невероятная гармония и изящество. Остается только гадать, какое незабываемое, неизгладимое впечатление оставляла эта церковь на гостей, торговцев и купцов, прибывающих во Владимир. Именно с этой церкви для них начиналось знакомство с городом, и это было эффектное начало.

***

Автор описания: Елена Ланикина