Полное название – церковь во имя святых Кирилла и Афанасия. Церковь построена в двенадцатом веке, до монголо-татарского нашествия. Ее основатель – Всеволод Ольгович. Нужно отметить, что к тому моменту, как строилась церковь, Русь уже раздирала крупная междоусобица, и Всеволод был одним из многих, как претендовавших на киевский стол, так и сумевший его занять. Вокруг церкви расположился Кирилловский монастырь. Сама территория находилась в пригороде Киева тех времен. Эта территория была стратегическим военным пунктом, также именно отсюда стартовали и приезжали торговые караваны. Кирилловская церковь строилась как семейная усыпальница Ольговичей. Первое из известных захоронений в Кирилловской церкви датируется тысяча сто семьдесят девятым годом. Это захоронение жены Всеволода Ольговича, дочки Мстислава Великого, Марии Мстиславовны. (Здесь надо отметить, что Мстислав Великий был последним князем, при котором Русь сохраняла единство. Дальше, после его смерти, в тысяча сто тридцать втором году, уже его дети, и в частности, дочь, живут в период раздробленности). Первые послемонгольские известия о Кирилловском монастыре датируются тысяча пятьсот тридцать девятым годом. Эти документы касаются его земельных владений и дают основания для вывода, что Кирилловский монастырь не просто существовал, а и функционировал до семнадцатого века, как упорядоченная обитель. В конце восемнадцатого века по указу императрицы Екатерины Второй о секуляризации (конфискации церковных земель в пользу государства) Киево-Кирилловский мужской монастырь, как и большое количество других монастырей, был ликвидирован. Свое существование, как упорядоченной обители, монастырь прекратил в тысяча семьсот восемьдесят шестом году. Все строения, которые находились на территории монастыря, перешли для устроения в них благотворительных и богоугодных учреждений. Впоследствии, на территории монастыря была организована городская больница, а Кирилловский храм превратили в больничную церковь. С приходом советской власти все монастырские строения были национализированы и отданы Киевскому психоневрологическому диспансеру. В настоящее время Кирилловская церковь — не только музей в составе Национального заповедника «София Киевская», но с тысяча девятьсот девяносто пятого года ещё и действующий храм.
После распада Киевской Руси храм неоднократно ремонтировался и перестраивался. Четыре боковых купола были достроены в семнадцатом веке. После пожара тысяча семьсот тридцать четвертого года храм был реконструирован в стиле украинского барокко под руководством известного киевского архитектора Григоровича-Барского. Поэтому современный вид, в котором предстает перед нами церковь, существенно отличается от того, что было отстроено в двенадцатом веке. Однако сохранились росписи святыни – около восьмиста квадратных метров фресок двенадцатого века. Это одна пятая от того, что было изначально.
На улице либо ранняя весна, либо осень – деревья стоят голыми, но снега нет. Небо светло-голубое, с белыми облаками. На переднем плане фонарь черного цвета. Церковь представляет собой прямоугольное сооружение из белого камня с пятью куполами, но на фото можно различить только четыре, так как пятый не попадает в кадр, спрятавшись за центральным куполом. На фото – главный фасад здания. Фасад церкви состоит как будто из трех ярусов. Первый и второй ярус объединяют колонны, лишь на половину выходящие из стены. Колонны увенчиваются пышным декором. Их четыре – две по краям здания, две других отделяют центральную часть фасада. Благодаря этим колоннам церковь выглядит устремленной вверх, без них она была бы более приземистой.
В первом, самом нижнем ярусе, расположился вход. Это коричневая дверь, разделенная на квадратики. Слева и справа от него расположились круглые колонны. Сверху – полукруг. Между полукругом и дверью – лепнина, представляющая собой цветочный орнамент. По бокам от двери ложные окошки, контур которых обозначен лепниной. Затем следуют колонны, объединяющие первый и второй ярус и выделяющие центральную часть фасада. На уровне окончания первого яруса на этих колоннах коричневые полосы. (На колоннах, которые по бокам здания, черных полос нет). Также слева и справа от колонн, выделяющих центральную часть фасада, между ними и колоннами по краям здания, расположились окошки, которые заканчиваются полукругом. Над входной дверью расположился круг из лепнины.
Второй ярус состоит из трех окон, которые находятся между двумя колоннами, и еще по одному окну слева и справа от колонн. Эти крайние окна расположены четко над небольшими окошками первого яруса. Окна второго яруса прямоугольные, вытянутые вверх, заканчиваются также полукружием. Над ними расположена лепнина в виде цветочного орнамента. Рамы коричневые, стекла блестят на свету. У окон имеются скошенные вниз подоконники, того же цвета, что и купола. (Темно-зеленый, с бархатной фактурой). Второй ярус завершается довольно широкой полосой, украшенной лепкой в виде прямых линий и цветочного орнамента. ( Но линии все же доминируют). Над вторым ярусом нависает небольшая тонкая полоска крыши, того же цвета, что и купола. (Темно-зеленый с бархатной фактурой).
Третий ярус – как бы треугольное навершие первых двух. Однако две боковые стороны этого треугольника имеют волнистую форму, напоминая кокошник. По периметру этот треугольник также украшен лепниной с цветочным узором. Вершину треугольника венчает маленькая башенка со звездочкой. Такие же башенки расположились на гранях треугольника, по две справа и слева.
Стена, которая от угла уходит вправо от фасада, лишена богатого декора. На ней имеется входная дверь, а также несколько окон.
Барабаны, на которых расположены купола, граненые. В них внутри каждой грани – вытянутые вверх узкие окошки с полукруглым завершением. Над окошками также лепнина с цветочным орнаментом. Затем идет сам купол. Причем он не круглый, а разделен на сектора. В каждой грани барабана помещается три сектора. Цвет темно-зеленый, фактура напоминает бархат. Но венчает этот купол не крест, а еще один очень маленький барабан. Он представляет собой маленькие белые колонки на светло-коричневом фоне. И только уже на этом малом барабане располагается круглый маленький купол с золотым крестом. (Такое расположение характерно для всех куполов, просто мы при описании для простоты использовали единственное число).
Церковь выглядит очень изящной и нарядной. Однако все в ней, особенно лепка в виде цветочных орнаментов, говорит о ее барочном стиле. Действительно, это совсем не реконструкция и не реставрация старинного памятника двенадцатого века, но «новодел» века восемнадцатого. Впрочем, хотя и жаль, что мы утратили первоначальный вид церкви, современная версия также исключительно ценна, особенно после всех пертурбаций, которые удалось пережить памятнику за столь долгую историю.
***
Автор описания: Елена Ланикина
Ссылка на источник