Искусство Древней Руси: София Киевская — реконструкция первоначального облика

изображение

Однозначно известно, что храм заложен в одиннадцатом веке князем Ярославом Мудрым в честь победы над половцами, которая произошла в тысяча сто тридцать шестом году. Но вот о точной дате строительства храма ученые спорят, и весьма ожесточенно.
В тысяча двести соковом году, после взятия Киева монголами, Софийский собор был разграблен воинами Батыя. После этого оставался митрополичьей резиденцией до конца тринадцатого  века, когда кафедра киевских митрополитов была перенесена во Владимирское княжество. В конце шестнадцатого века собор Святой Софии пребывал в таком «жалком виде», что богослужения в нём не совершались. На рубеже семнадцатого – восемнадцатого веков при гетмане Мазепе собор был полностью перестроен в стиле украинского барокко. Именно в таком виде он предстает перед современным зрителем. Однако сегодня мы поговорим о  реконструкции первоначального облика собора, оставив современный вид для отдельной статьи. Но нельзя не упомянуть, что часть фресок для современной версии собора в свое время выполнял Врубель.  В тысяча девятьсот тридцать четвертом году собор был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей». Интересно, что в перестроенном соборе сохранилось довольно много уникальных мозаик и фресок одиннадцатого века. Палитра мозаик насчитывает сто семнадцать оттенков. Они выполнялись византийскими мастерами – на тот момент мы все еще учились у Царьграда (Константинополя). Также в Софии Киевской имеются захоронения некоторых князей и митрополитов.

Первоначально у Святой Софии было пять нефов (неф — вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов), и целых тринадцать куполов! (Число тринадцать – это Христос и двенадцать его учеников). Собор имел пирамидальную композицию. Кладка – чередование камней и плинфы (длинный кирпич).
Длина собора без галерей – тридцать метров, ширина — тридцать метров; с галереями: сорок два и пятьдесят пять. Высота до вершины главного купола двадцать девять метров, величина центрального подкупольного квадрата восемь метров. Таким образом, становится ясно, что в целом, особенно без галерей, собор представляет собой куб.
Для более детального анализа обратимся непосредственно к фото макета, который представляет собой реконструкцию собора.
На фото – музейный макет, расположенный под стеклом в зале с черными стенами. Из какого материала выполнен макет, сказать трудно. Однако он имеет приятный песчаный цвет. Храм состоит из четырех ярусов. Самый верхний ярус – это главный, самый большой купол. Сам купол, как и все остальные купола, имеет форму половинки яйца и покрыт светло-серым цветом. Барабан купола широкий, массивный. В барабане  купола имеются вытянутые вверх прямоугольные окошки, полукруглые наверху. Следующий ярус – четыре чуть меньших по размеру купола. Их барабаны существенно вытянуты вверх, особенно по сравнению с центральным барабаном. Цвет куполов тот же – светло-серый, в них также имеются окошки, полностью аналогичные окошкам центрального купола. Далее, на том же ярусе, где расположены четыре купола, поместились совсем маленькие купола. Их барабан почти крошечный, низенький. Однако в нем тоже имеются оконца, хотя и не такие вытянутые, как у предыдущих куполов, поскольку сам барабан, его размер, не позволяет сделать их вытянутыми. Крест размещен только на центральном куполе, он золотой.
Следующий ярус – прямоугольник слева и справа, однако, с выгнутой крышей. Этот прямоугольник разделен на две части – верхнею и нижнею. (И слева, и справа). В верхней части имеется полукруглое окошко, в нижней – полукруглый входной проем.
Еще ярусом ниже – галереи. Это два прямоугольника, крыша у них плоская. Этот ярус начинается там, где заканчивается верхняя часть с окошком яруса предыдущего. Слева на конце галереи расположился еще один купол. Он довольно широкий и приземистый. Справа такого купола не считывается, поэтому сложно сказать, есть он или нет. Вообще, что касается куполов, их тринадцать. Но на фото размещено только девять. Во фронтальной стене галереи слева расположился полукруглый проход и пять ложных окошек – три сверху, две по бокам. (Ложные окошки представляют собой углубления  в виде окон, которые, однако, заделаны камнем). Во фронтальной стене галереи справа расположился ложный вход (то же, что и ложные окошки). По центру ложного входа окошко небольшое, действующее.
И наконец, центральная часть фронтальной части. Здесь расположено пять апсид (Апсида – полукруглый выступ в алтарной части церкви). Отсюда делаем выход, что ракурс съемки – задняя часть строения. А фронтальной мы эту часть называем лишь потому, что она фронтальная с нашей точки восприятия изображения на фото. Итак, пять апсид. Центральная апсида доходит до яруса с четырьмя куполами. У нее закругленная крыша того же цвета, что и купола. Апсиды сбоку от центральной —  чуть ниже. Сбоку от боковых – еще ниже, но незначительно. Крыши у всех идентичны. В центральной апсиде внизу расположено три действующих окна. Над ними – два яруса из окон ложных. В боковых апсидах также имеются действующие окна, которые чередуются с окнами ложными. Центральная апсида имеет грани, боковые апсиды без граней, полукруглые.
Конечно же, жаль, что от первоначальной постройки храма остался лишь макет-реконструкция. Однако даже он дает представление о величии и мощи этого архитектурного   памятника, одного из самых первых в череде последующих шедевров.
***
Автор описания: Елена Ланикина