Искусство Древней Руси
Продолжаем знакомство с архитектурными памятниками Новгорода Великого эпохи монгольского ига. Новгород не был захвачен, и это единственный регион, где в то время велось каменное строительство. Хотя город и выплачивал дань, культурные и художественные традиции не были прерваны.
Церковь Феодора Стратилата на Ручью была построена в тысяча триста шестидесятом – тысяча триста шестьдесят первом годах. На данный момент храм не действует, но входит в комплекс Новгородского музея – заповедника. Церковь велел заложить посадник Семен Андреевич (второе по значению после князя лицо в Новгороде, своего рода премьер-министр).
На протяжении нескольких веков церковь была приходской для Федоровой улицы Плотницкого конца. (Конец – это часть города, где селились ремесленники одной специальности).
В начале двадцатого века храм был полностью отреставрирован, восстановлен фресковый ансамбли четырнадцатого века, заново пробиты заложенные кирпичом окна. В пятидесятые годы храм был снова отреставрирован, на этот раз происходило восстановление после войны. Вплоть до тысяча девятьсот пятидесятого года церковь стояла действительно на ручье.
Пристройка и колокольня добавлены к церкви позже, в семнадцатом веке.
На фото ясный солнечный летний день. Небо голубое с белыми облаками. В самой левой части кадра – зелёное дерево. Видны деревья на заднем плане справа, за колокольней. На переднем плане основание церкви прикрывают кусты, и совсем на первой линии – клумба с цветами.
Сама церковь в сечении квадратная, белоснежная. Купол имеет темно-зеленый цвет и на вид – бархатистую структуру. Над ним установлен золотой крест. Подкупольный барабан довольно высок. В нем в кадре разместились три окошка. Они вытянутые вверх и заканчиваются полукругом. Там где барабан соединяется с куполом, на барабане есть украшения – пояс с маленькими треугольниками и полукруглые углубления.
Ракурс съемки такой, что церковь снята с угла.
Обе видимые стены поделена на три вертикальные части. Интересно, как эти части заканчиваются полукружиями – центральная – самая высокая. Слева и справа полукружия расположены ниже симметрично. Возвышения всех этих частей заканчиваются полукругом (полукружиями), причем переход между этими полукругами очень плавный, волнистый. За счет этого плавного перехода отлично видно крышу церкви. Она красно-бурого цвета.
На левой части под самым высоким полукружием есть окошко. Плавность перехода линий в полукружиях дополняется каменным контуром, повторяющим волну полукружий.
Под окошком находится апсида (пристройка к церкви с алтарной стороны). Апсида полукруглая. Крыша у апсиды коричневая, без красного оттенка, как на крыше самой церкви. Апсида поделена на пять вертикальных частей (в кадр попало только три). Это разделение производится за счет каменного вертикального контура. Под самой крышей апсиды в каждой вертикальной части по два окошка. Внизу у апсиды декоративные полукружия, выполненные каменным контуром. Внутри каждого такого полукружия также находится окошко. Сбоку от апсиды в стене на уровне середины здания также окошко.
Правая от нас часть церкви лишена украшений, за исключением каменного контура, расположенного на самом верху церкви, под полукружиями. Каменный контур повторяет их форму. Под самой высокой точкой полукружий находится окошко, также, как и на левой части церкви. Напомним, что каждая стена церкви состоит из трех вертикальных частей. В левой и правой части расположились по два окошка, одно над другим. В центральной части – четыре окошка. Два расположены чуть выше, два – под ними, чуть ниже.
Сзади справа имеется пристройка к церкви. Впрочем, она не высокая и практически полностью скрыта кустами. Заметна только темно-коричневая крыша и полукруглый вход – арка в самом конце. Над полукруглым входом – колокольня. Она не высокая, ниже, чем купол самой церкви. Имеет два яруса. По форме она граненая. На втором ярусе открытые окна, вытянутые вверх, с полукруглыми завершениями.
Крыша у колокольни треугольная, рыжего цвета. На самой вершине крыши находится малюсенький куполок и над ним – такой же малюсенький крест.
Общее впечатление от постройки наполняет изяществом, однако колокольня явно выбивается из общего ансамбля, нарушая средневековую гармонию.
***
Автор описания: Елена Ланикина