Искусство Древней Руси
Собор был заложен в тысяча двести восемьдесят пятом году, строительство завершено в тысяча двести девяностом году. Роспись собора закончилась спустя два года.
Очень скоро, почти сразу после строительства, храм становится усыпальницей для местных епископов и княжеского рода тверских князей.
В тысяча триста сорок четвертом – тысяча триста пятьдесят девятом годах в соборе были установлены позолоченные медные врата. Полы были выстланы цветными майоликовыми плитками. В тысяча триста восемьдесят втором году великий князь Михаил Александрович Тверской покрыл золотом купол собора, после чего храм часто именуется в летописях как «Святой Спас Златоверхий».
В годы польско-литовского нашествия в начале семнадцатого века древний храм был разобран. Второй собор был отстроен на том же месте в самом конце семнадцатого века и практически полностью повторял средневековую постройку. В восемнадцатом веке рядом с собором была воздвигнута трехъярусная колокольня. В середине девятнадцатого века на колокольне был установлен колокол весом около тысячи пудов (один пуд – шестнадцать целых, тридцать восемь сотых килограмма), звук которого был слышен в любой точке города. На колокольне также находились часы с четырьмя циферблатами, смотрящими на все стороны света. Циферблаты, диаметром около двух метров каждый, были окрашены в темно-синий цвет, на фоне которого ярко выделялись позолоченные цифры и стрелки.
В советские годы у собора была трагическая судьба – в тысяча девятьсот двадцать девятом году он был закрыт. Уцелевшие иконы, церковные книги и утварь попали в Тверской музей. весной тридцать пятого года собор был взорван.
Собор начали возрождать лишь в девяностых годах двадцатого века. Сперва нашли его фундамент и установили точное расположение. Затем возвели мемориальный крест на камне. И в две тысячи четырнадцатом году начались работы по восстановлению святыни в первозданном виде, которые ведутся по сей день.
Фото сделано в тысяча девятьсот третьем году, так как на сегодняшний день собор не сохранился. Естественно, оно черно-белое, на нем есть царапины в правой нижней части кадра. На переднем плане дорога с трамвайными рельсами, на фоне неба видны трамвайные провода. На обочине дороги ближе к храму, несколько людей – мужчин и женщин. Справа на дороге – груда булыжников. Сам храм окружают молодые деревья, они покрыты листвой, значит время года теплое. Храм занимает центр и правую часть кадра, в левой части кадра колокольня. В самой левой части кадра на дороге видна телега, запряженная лошадью.
Храм квадратный. Крыша под небольшим углом, однако, почти плоская. Никаких полукруглых выступов стен перед крышей нет, как во многих других храмах, поэтому весь объем воспринимается как куб. У храма пять куполов (центральный и четыре по бокам), в кадре видны только четыре – центральный и три боковых. Четвертый боковой спрятался за центральным.
Подкупольные барабаны небольшие, очень тонкие. Луковичные купола над ними весьма внушительных размеров, особенно центральный, что создает контраст объемов. Купола темного цвета, на них – звезды. Кресты на куполах массивные, большие, тяжелые. В подкупольных барабанах есть окошки. В ближайшем к нам боковом куполе видны два окна. Окошки вытянутые вверх, прямоугольные. Это не характерно для древнерусских церквей – в большинстве своем эти окошки заканчиваются полукругом. Но здесь не так.
Не смотря на то, что в объеме храм представляет собой куб, у него все же имеются составные части – это шесть вертикальных ярусов на левой от нас стене и пять вертикальных ярусов на правой стене. Ярусы выделены белыми линиями выступающего камня. Наверху они заканчиваются полукружиями. Затем, чуть ниже, следует горизонтальный поясок, который окружает храм. На правой от нас стороне окон нет, ни одного. На левой стороне от нас восемь окон – по четыре друг над другом, в два ряда. Окна украшены белыми треугольниками – наличниками из того же белого камня, что и вертикальные ярусы. Сам храм несколько темнее этого белого камня, но назвать его цвет невозможно, так как фото черно-белое. Окна решетчатые, все действующие.
На правой от нас стороне храма есть пристройка. Ее высота – чуть ниже середины высоты храма. Пристройка покрыта треугольной покатой крышей. В ней имеются широкие решетчатые прямоугольные действующие окна. Их пять.
Колокольня имеет три яруса. Она вся украшена колоннами, колончатыми поясами, завитушками и витыми линиями. Первый ярус колокольни закрыт и не имеет открытых пространств. Второй и третий ярусы имеют открытые арочные пространства с каждой из четырех сторон света. (На снимке различимы, естественно, только по две таких арки на каждый ярус). На самом верху на колокольне расположились круглые часы, которые также выходят на четыре стороны. Крыша у колокольни такая же темная, как и у храма, и также украшена звездами. Крыша имеет куполообразную форму. Сам купол над колокольней небольшой, крест не попал в кадр.
Данный снимок представляет большой интерес, так как он сохранил первоначальный облик не существующего на данный момент храма. Снимок помогает перенестись в прошлое и насладится величием древнерусской архитектуры и более поздних построек (колокольня).
Источник: Открытая энциклопедия «Древо».
***
Автор описания: Елена Ланикина