Сад камней Реан-дзи

Изображение

Сады камней появились в Японии в период между четырнадцатым и шестнадцатым веками.

Что же такое сад камней? Это ровная площадка, засыпанная песком или мелкой галькой. На ней, на первый взгляд, хаотично расположены неотесанные камни. Часто их дополняет мох. Однако эта хаотичность лишь кажущаяся.

Между камнями делаются бороздки специальными граблями, вокруг камней бороздки становятся округлыми, повторяя их контуры.

Сады камней тесно связаны с философией дзен-буддизма. Если очень кратко, то её суть в том, что всё иллюзорно, и наши мысли – лишь круги на воде, а понятие «Я» не имеет собственной природы.

Основное в японском саде камней – это предназначение для медитаций – философских измышлений через погружение в полный покой. Наслаждение видом сада камней несет в себе наслаждение природой, что так характерно для японской культуры. Также существенную роль здесь играет отречение от мирской суеты. Прелесть обыденного и изящество простоты – вот что присуще любому саду камней.

Интересно, что сад камней зачастую является продолжением интерьера дома, при котором он расположен. Также бывают сады камней и при храмах, и монастырях. Самый известный в мире сад камней находится в Киото, при храме Реан-дзи. В переводе на русский это название звучит как храм «дом покоящегося (или миролюбивого) дракона». Помимо сада камней на его территории есть красивое озеро с лотосами, на котором живут мандариновые утки, и обычный сад. Построен храм в пятнадцатом веке.

Размер сада камней при храме – тридцать на десять метров. Всего в саде пятнадцать камней. Но примечательно, что наблюдатель никогда не видит все пятнадцать, а только четырнадцать. При изменении позиции наблюдения, один из камней всегда прячется за другими. Считается, что увидеть все пятнадцать может только просветленный (то есть, достигший высшей духовной реализации человек). Три стороны сада окружены невысокой стеной, за которой растут деревья, а четвертая сторона представляет собой помост — галерею для наблюдения. Камни расположены группами, групп всего пять. Вокруг каждой группы мох. Земля засыпана белым гравием, разделенным специальными граблями на полосы, которые вокруг камней приобретают «обтягивающую» их форму.

Ракурс фото – с угла прямоугольной площадки, на которой и расположен сад. Ракурс позволяет рассмотреть весь сад целиком.

По краям площадки высятся стены из серо-коричневато-желтого кирпича. Стены обнесены треугольной крышей, которая выступает над ними. Цвет крыши серый. Стены не высокие – за ними деревья. Дерево в правой части кадра буквально спадает на крышу, прикрывая ее своей листвой.

Края площадки сада выложены бетонными плитками, как наши обычные городские бордюры. За бетонными плитками с внешней стороны – крупная серая галька. Затем идет новый слой бетонной плитки, такой же, как и первый. Далее должна следовать сама терраса, с которой и осуществляется непосредственное наблюдение, но она в кадр не попала.
Площадь самого сада засыпана белым, чуть сероватым мелким гравием. Он разровнен в аккуратные полосы. Вокруг камней эти полосы должны огибать их по периметру, создавая круги, однако на фото этот момент не различим.

Всего наблюдаются пять групп камней. У самого края кадра слева, затем – чуть правея и ещё три группы – в самой дальней правой части кадра. Вокруг камней расположен мох, они как бы лежат на нем.

В первой группе слева – три камня. Один из них большой – справа, а левее – два совсем маленьких.

Во второй группе, которая чуть правее, камни маленькие, они сливаются в один, и сложно сказать, сколько их.

Третья группа – наиболее близкая к центру из правой части кадра – это высокий, устремленный вверх большой камень и несколько маленьких.

Две другие группы в дальней правой части кадра – это довольно большие камни. Та группа, что левее – это два камня – один расположен горизонтально, другой – вертикально. Самая дальня группа справа – это большой лежащий на боку камень.

Сложно вычленить все видимые с одной точки четырнадцать камней, так как они зачастую не слишком большие и сливаются друг с другом.

Важно, что камни неотёсанные, никак не обработаны – это природный элемент в чистом виде.

Понять восточную культуру западному человеку довольно сложно. Однако, даже если нет понимания, сами ее объекты, как, например, описанный сад камней, создают у смотрящего эстетическое наслаждение. И пусть мы не владеем всеми теоретическими и теологическими основами дзен-буддизма, все равно мы можем испытывать удовольствие от знакомства с его проявлениями.

***

Автор описания: Елена Ланикина