Суми-э – японская монохромная живопись, Хосэгава Тохаку, «Сосновый лес»
Данный вид живописи напоминает акварель. Он производится с помощью черной туши, ее красивых заливок и плавных переходов от более насыщенных областей, и обратно, к менее насыщенным. Суми-э предполагает использование большого количества воды.
Направление возникло в четырнадцатом веке, причем пришло из Китая. В переводе суми означает тушь, а э – живопись.
Первые работы в этом стиле назывались сансуй (что в переводе означает горы-воды). Интересно, что горы – это мужское начало, а вода – женское. И вот в одном изображенном пейзаже они сочетаются в идеальном балансе. Такие изображения украшали дворцы аристократии и военной элиты.
Самый знаменитый художник этого направления жил на рубеже шестнадцатого – семнадцатого веков и носил имя Хосэгава Тохаку. Он создал произведение из шести ширм под названием «Сосновый лес». На данный момент это произведение искусства хранится в токийском Национальном музее. Оно включено в особо важный и почетный список национальных сокровищ Японии. Материал, из которого сделаны ширмы – бумага. Величина каждой ширмы – полтора на три с половиной метра. Работа сделана легкими мазками кисти всех оттенков серого.
Именно это произведение искусства является наиболее ярким примером использования в живописи японского приема ехаку. Этот принцип говорит о необходимости использования пустого пространства на полотне. Причем не только на полотне в живописи, но и в других видах искусства, и в чайной церемонии, и вообще в жизни.
Сосновый лес, левая сторона
Левая сторона ширмы состоит из трех частей, каждая из которых делится еще на две, и того шесть полотнищ. Цвет полотнищ нежно-нежно бежевый. По краям вся конструкция окантована более темного бежевого цвета небольшой рамкой. Весь рисунок нанесен тушью, где-то она ярче, где-то бледнее. Легкий цвет или же пустота листа имитируют туман. На крайне левом (первое) и на крайне правом (последнее) полотнище изображения отсутствуют полностью.
Второе и третье полотнище занимают изображения сосен. Их видно целиком, от корней до макушки. На переднем плане между вторым и третьим полотнищем расположилась наиболее темная сосна. Слева от нее расположилась не такая яркая сосна, она дана в наклоне, и занимает практически все второе полотнище. Ее менее насыщенный цвет говорит о том, что она на отдалении и в тумане. На ней совсем немного хвои, ее ветви почти голые. На третьем полотнище также сосны в тумане.
Четвертое и пятое полотнище в правой части также заняты соснами. Здесь самая яркая сосна находится на четвертом полотнище, однако она считывается не целиком. Есть корни, есть макушка, а ствол в тумане. Пятое полотнище занимают самые высокие на всей работе сосны, однако видны только их вершины. Остальное – также в тумане.
Сосновый лес, правая сторона
Правая сторона ширмы, как и левая, состоит из трех частей, каждая из которых делится еще на две, и того шесть полотнищ. Цвет полотнищ нежно-нежно бежевый. По краям вся конструкция окантована более темного бежевого цвета небольшой рамкой.
Совсем пустых полотнищ на этой стороне нет. Наименее заполненные – четвертое и пятое полотнище. В них попадают только ветви сосен. Также только ветки размещены и на самом первом полотнище (самом левом).
На втором полотнище присутствуют отдельные сосны, но видны только их вершины.
На третьем полотнище самая яркая сосна – она на переднем плане и считывается вся, от корней до макушки.
На шестом полотнище – три сосны, две левые из них в наклоне налево. Одна особенно выделяется цветом – яркая, но не высокая. В работе есть деревья выше. Также нет ее корней, они «спрятались» за углом работы.
Использование разных оттенков черного, где-то насыщенных, где-то – еле видных, создает впечатление объема. Также есть ощущение, что перед нами действительно лес, а не отдельные деревья.
Данное произведение искусство производит впечатление своим изяществом, лаконизмом, легкостью. И в тоже время – это песнь природе, ее красоте. А еще, пожалуй, рассказ о хрупкости и быстротечности мира. Именно такие ассоциации вызывает знакомство с этой знаменитой ширмой.
**
Автор описания: Елена Ланикина