У деревянной изгороди неподвижно стоят парень и девушка: он в напряжённом ожидании, она в глубоком раздумье. На картине Михаила Иванова «Ответа жду», написанной в 1900-м году, запечатлена сценка из жизни поморов, вольнолюбивых и мужественных хозяев Русского Севера.
По заведённой традиции, юные потомки новгородцев сами искали себе невесту. Молодёжь сообща трудилась и вместе проводила вечёрки, а заодно присматривалась друг к другу. Если пара достигала взаимопонимания, то родители засылали сватов.
На полотне изображён самый волнующий миг зарождающихся отношений: парнишка только что признался возлюбленной в своих чувствах. Следующее слово за избранницей, но она не спешит с ответом. Так же, как многие поколения женщин до неё, молодая поморка обстоятельно обдумывает предложение. Загорелое девичье лицо целомудренно опущено долу. Крупные, огрубевшие от работы руки медленно теребят травинку. Молчание тянется давно. Терпеливый юноша не торопит с решением, но его поза говорит о том, что он настойчив и без ответа не уйдёт.
Парень одет в белый длинный кафтан, под которым видна красная рубаха. На голове черная кепка. Парень опирается на изгородь руками, он находится по ту сторону изгороди. Рядом с ним, но по эту сторону изгороди, ближе к нам, – девушка. На её голове тёмно-синий платок с рисунком в крупный красный горошек. Белая рубаха с красной вышивкой по рукавам и черный сарафан с красной полосой. Отделка спускается красной вертикальной полосой от горловины вниз по всей длине сарафана, украшенная золотым шитьём.
Судя по всему, действие происходит в воскресный день. Герои одеты по-праздничному. На пареньке кумачовая рубаха и домотканый балахон, голову покрывает картуз. На девушке сарафан с красной каймой и пёстрый платок из ситца, стянутый под подбородком тугим узлом. Фоном для бытовой зарисовки служат крыши деревенских домиков и белёсое северное небо.
Сегодня картину можно увидеть в собрании Музея изобразительных искусств города Архангельска.
***
Автор описания: Ирина Агафонкова