Мультфильм: Песня Сирин

Анимационный фильм. Среди чёрных скрюченных корней деревьев сидит птица со светящимися, как костёр в ночи, огненно-оранжевыми перьями. Птица что-то клюёт с земли, а потом прячет свою изящную с хохолком голову под огненное крыло. Белыми буквами титры: Вячеслав Ямбор, Вика Дудаева в фильме Матвея Лашко. А птица вновь что-то склевывает с земли. Лязгает чёрная железная сеть в сильной руке подошедшего к волшебной птице человека. Слышится его тяжёлое дыхание. И вдруг сеть в руках подошедшего становится раскалённо-красной. На красном, как тлеющие угли, фоне, чёрными, как пепел, буквами название сообщества художников, сценаристов и аниматоров — «Сказ». На чёрном фоне красными буквами название фильма – «Песня Сирин». По надписи кружит чёрный пепел.

Лес. Сквозь зелёную листву высоких деревьев льётся золотой солнечный свет. На берегу ручья стоит высокий с каштанового цвета бородой мужчина. Он одет в тёмную одежду, напоминающую монашескую рясу. На голове у него капюшон.

— Как бы Лихо не разбудили… — задумчиво говорит мужчина. Он из Хранителей, этот человек.
Он наклоняется к земле и подбирает закрывшийся стальной капкан. На капкане следы алой крови.

Полянка, поросшая ярко-розовыми мелкими цветочками. На полянке стоит ещё один капкан, но открытый, как разверзшаяся пасть чудовища. Хранитель бросает в капкан толстую ветку. Тот с лязганьем захлопывается.

В другой части леса маленький рыже-коричневый олень стоит с зажатой в стальном капкане задней ногой. Хранитель разжимает капкан, освобождает и придерживает одной рукой оленя, потому что нога у животного искалечена и держать его не может. Вторую руку Хранитель подносит к ране на ноге оленя. И происходит чудо: из земли радужными каплями выходит энергия, рана на ноге оленя заживает, и олень убегает в чащу леса.

— Кто-то из вас в лес ходил? Везде ловушки. Это ваших рук дело? – строго вопрошает Хранитель у стоящих перед ним растерянных жителей деревеньки.

Жители деревеньки смотрят на него непонимающе.
— В лес никому не ступать! Пока я не разберусь! – Хранитель разворачивается и идёт прочь от деревенских.

— А как же Анютка? – вслед ему говорит один из жителей, среднего роста молодой мужчина с волосами и короткой бородой цвета спелой пшеницы.
— Она в лес за грибами ушла и не вернулась, — продолжает светловолосый.

А Хранитель останавливается, его голубые глаза чуть расширяются и, не поворачиваясь к говорящему, он отвечает уже без строгости в голосе:
— Отыщу я Анютку, приведу. Вам в лесу делать нечего, — и, чуть развернувшись в сторону деревенских, добавляет:
— Мне нужна кошка.

У опушки векового леса стоит Хранитель. На руках у него рыжая с тёмными полосками желтоглазая кошка. Она урчит и машет хвостом, пока Хранитель поглаживает ее.
— Потерпи чуток… — уговаривает Хранитель кошку. Он стоит с закрытыми глазами. Кошка мяучет и урчит, а Хранитель открывает глаза – цвет их изменился, из голубых они стали зелеными. Кошка с мяуканьем спрыгивает с рук Хранителя и убегает прочь от леса. А перед Хранителем появляется лесной дух – он похож на коричнево-зелёного медведя. Глаза его светятся зелёным огнем, а на голове у него растут грибы. Таких духов раньше Боровиками называли. Боровик шумно сопит, а потом оборачивается вокруг себя и превращается в зелёный светящийся шар. Шар скользит по воздуху и ведёт Хранителя в лес. Стволы деревьев ровные, абсолютно одинаковые. В таком лесу без проводника не обойтись: заблудиться можно очень быстро! Хранитель неспешно идет за скользящим перед ним Боровиком по тёмному хвойному лесу, и постепенно выходят они в берёзовую рощу, светлую и нарядную.

— Эй вы! Зла на вас не хватает! Ещё раз я увижу, как вы крадёте у дяди Степана пшено… — на небольшой лесной полянке маленькая зеленоглазая девочка в белой рубахе, коричневом сарафане и красном платке, повязанном на голову, бранит двух странных существ. Выглядят они, как два бревнышка, только с тонкими ручками и ножками, но самое интересное, что у каждого такого существа целых два лица! Одно под другим! Называют таких существ колтками.

Девчонка видит Хранителя и радостно восклицает:
— Дядя Беримир!
— Ты что здесь делаешь, Анютка? – спрашивает девочку Хранитель, имя которому Беримир.
— Да вот этих колтков уму разуму учу, — отвечает Анютка и пальцем показывает на жмущихся друг к дружке существ-бревнышек.
— Их попросили пшена принести, так они у соседа таскать его начали! – жалуется на колтков девочка.

— Пойдём домой, тебя там уже заждались! – манит ее рукой Беримир и идёт по березовой роще, Анютка бежит за ним, а следом, поскрипывая, колтки семенят.
— Вот почему они такие бестолковые, а? – сокрушается Анютка.
— Ты их чем кормила? – спрашивает у нее Беримир.
— Я им и хлеб приносила, и масло, даже молоко с их опилками пила, по обряду, как ты говорил! А они только сор в избе собрали, да утащили у Степана пшено! – жалуется девочка.

Колтки бегут за Беримиром и Анюткой со всех ног! Все их лица — по два у каждого – хитро улыбаются.
— Так они помогли, значит, — говорит Беримир.

Ретроспектива: колтки бегут, унося на себе мешок, а за ними гонится сосед – рослый мужчина.
— Ну, чуток помогли, но потом… — не успокаивается Анютка.
— Они ведь это по доброй воле делают, понимаешь? И не стоит думать, будто они нам что-то должны.
Анютка насупилась, но внимательно слушает, что ей Беримир говорит. Колтки же бегут за Анюткой и Беримиром так, что пыль столбом стоит.

— Ну, а вообще, давать им поручения надо чётко, чтоб своеволия не проявляли, — продолжает Беримир.

И вдруг что-то отбрасывающее большую тень пролетает над Анюткой и Беримиром. Они смотрят вверх и останавливаются. На ветвь высокой березы приземлилась птица с головой женщины. Такая Сирином зовётся. Крылья у нее мощные, большие. Перья фиолетовые с черным отливом. А вместо птичьей головы у Сирин голова женская. Глаза у нее большие, желтые с вертикальным зрачком, как у кошки или змеи. Сирин поёт свою песню и будто быстро-быстро картинки мелькают перед Беримиром и Анюткой.

-Будто нам поёт, — говорит Анютка.
— Так и есть… Это птица Сирин. Вещая она, — задумчиво подтверждает Беримир.
— Нельзя нам этой дорогой идти, иначе беда ждёт, — продолжает Беримир. Он видит, что стоит один в горящем лесу. Обугленные стволы деревьев. Раскалённо-красный воздух. Всюду кружит чёрный пепел. Но, как по мановению волшебной палочки, картина меняется. Берёзовая роща стоит целая и невредимая, однако Анютка и колтки, спрятавшиеся за спину девочки, выглядят напуганными.

— Придётся пойти домой длинным путём, — говорит Беримир и идёт вглубь леса.
— А она опасная, эта Сирин? Вообще, Сирин – это он или она? Сирин вроде он, но хочется сказать она. А как она узнала, что мы здесь? Так каждый раз бывает, когда беда рядом? А почему она такая красивая, если беду предвещает? – Анютка прыгает вокруг неспешно идущего Беримира. Он же на очередном вопросе подхватывает Анютку на руки, сажает себе на плечи и говорит:
— Не все вопросы сразу ответов требуют. Давай в тишине побудем немного.

Анютка насупилась, руки на груди скрестила и обиженно заявляет:
— Я могла бы и сама домой дойти, не маленькая уже.
Идёт так Хранитель какое-то время, а Анютка на плечах его сидит и всё обижается. Беримир, скашивая на нее глаза, спрашивает:
-Хочешь жар-птицу увидеть, а?
А Анютка только хитро-хитро в ответ улыбается.

Пришли Беримир и Анютка в часть леса, где деревья вековые с корнями тёмными и корявыми растут. Анютка, сидя на плечах у Беримира, вертит головой и говорит:
— Что-то не вижу я никакой жар-птицы.

Спрыгивает Анютка на землю и спрашивает:
— А она точно здесь живёт?
— Жила здесь, — задумчиво отвечает Беримир.
Вдруг, в ямке, Анютка видит огненное перо, берёт его в руки, перо тут же распадается на искры. Девочка ойкает.
— А ты говорил, они, это, сгорают… Иногда, — вспоминает Анютка.
— Жар-птицы просто так не сгорают. Они так возрождаются. С огнём. Но для этого им сначала нужно погибнуть, — задумчиво отвечает Беримир. Он стоит, подперев бок рукой, чуть поодаль от Анютки.

— Ой… — Анютка замечает, что она стоит и не в ямке вовсе. След это огромный, четырёхпалый. Девочка спрашивает Беримира:
— А это чья-то нога здесь прошла? Кто такой большой живёт в лесу?
— Есть существо, с которым пересекаться нельзя. Оно обычно спит, но чья-то глупость его разбудила, — Беримир поднимает веточку и бросает в расставленный на земле капкан. Капкан с зловещим лязгом защёлкивается. Анютка и колтки шарахаются от капкана.
— Ступай осторожно и держись рядом, — говорит Беримир, — пойдём дальше. Тут не стоит задерживаться.

Солнце взошло и село за лесом. Место его на небосклоне месяц ясный занял. А путники сидят у костра, греются и ночь коротают.
Месяц ушёл, на небо солнце красное выходит. А путники через болото пробираются. Идут себе по бревну, уж и берег недалеко. Анютка вперёд выбегает, готовая на кочку, торчащую из воды, прыгнуть. Ловит девочку Беримир, к себе притягивает, потому как и не кочка вовсе это из воды торчит, а голова спящего водяного. Перебрасывает Беримир Анютку на берег, а потом и сам прыгает, а уж колткам помощь не нужна, сами со всем могут справиться! Зыркает жёлтыми глазами водяной, но путники уж далеко.

И снова месяц ясный солнце красное на небосклоне сменяет. А путники наши у костра сидят, беседу ведут. Шумно вдыхает ночной воздух Беримир и спрашивает у Анютки:
— Что у тебя на уме?
Девочка орешки ест и с набитым ртом отвечает:
— Каждый раз, когда ты в деревню приходил, ты рассказывал про тех, кто в лесу живёт, но никогда ты не говоришь про себя.
— Нами, людьми, часто повелевает страх. Страх того, чего мы не знаем, — говоря это, Беримир смотрит в огонь. Высокие жёлто-красные языки пламени тянутся вверх.
— И, так получилось, что живём мы в мире, полном неизведанного, — продолжает Беримир. В огне появляются чёрные гибкие мужские силуэты, как будто срисованные с античных ваз. Силуэты корчатся, закрывают головы руками, исчезают, а на месте исчезнувших появляются новые, с примитивными орудиями труда в руках. А Беримир продолжает своё повествование:
-Люди по неведению, боясь, творят глупости, которые могут и их погубить, и навредить остальному миру, — в языках пламени чёрные силуэты людей с примитивными орудиями труда сменяются на силуэты людей с луками и стрелами в руках.

— Я стараюсь предотвратить это, показать, что у страха глаза велики, — говорит Беримир, — и в пламени костра появляется мощный, по сравнению с другими, мужской силуэт с факелом в руке, — если знать и уважать то, что вокруг нас, то можно быть соседями, а не врагами, — в пламени, вокруг силуэта мужчины с факелом, появляются три худеньких, скорчившихся от страха, чёрных человека и окружившие их лесные животные – кабан с двумя кабанятами и три оленя, один из оленей лежит, пронзённый стрелой, — а ещё существа волшебные – колтки и две жар-птицы.

— Ведь они все, как и мы, просто жить хотят, — завершает свой рассказ Беримир.

Анютка замечает, что цветы, растущие рядом с местом, где они с Беримиром развели костёр, начинают шевелиться, будто в них кто-то есть. Девочка ойкает, а Беримир движением руки гасит огонь костра и говорит:
— Вилы просыпаются… Наш огонь им мешает. Сегодня тепло. Мы и без костра обойдёмся, верно? – говорит Беримир.

А из цветов вылетают маленькие крылатые создания, светящиеся зелёно-жёлтым, как будто лунным, светом. Похожи они на феечек или эльфов, за спиной у них крылья, как у стрекоз. Одеты они в лёгкие юбочки, а на головах у них веночки из мелких цветов.
Колтки мирно спят рядом с костром. Они не замечают, как рядом с ними парит зелёно-жёлтый огонёк – маленькая вила. Из каждого цветка вылетает такой маленький огонёк и все они сплетаются в волшебный хоровод. И Анютка удержаться на месте не может – она встаёт в центр этого мерцающего хоровода и начинает сама кружиться вместе с вилами.
Предрассветный серый туман. Анютка, подложив руки под голову, спит на земле. Раздаётся звук чьих-то шагов и поскрипывание колтков, очень жалобное и тревожное. Анютка просыпается и видит, как какой-то мужчина в островерхой охотничьей шапке уносит её колтков в деревянной клетке. Беримир тоже проснулся. Он сидит и потирает переносицу. Мимо него бежит Анютка. Она пытается угнаться за удаляющимся чёрным мужским силуэтом. Бежит сквозь серый туман, мимо чёрных стволов деревьев. Вдруг мир как будто останавливается. Где-то наверху, на уровне крон деревьев, происходит вспышка и под ноги остановившейся Анютки падает охотничья шапка утреннего вора. Анютка стоит ни жива ни мертва. И тут сквозь темноту к ней наклоняется огромное, высотой с дерево, тёмное существо. Морда его немного походит на медвежью, однако на ней нет ни рта, ни носа. Глаз тоже кажется, что нет. И вдруг по центру морды чудовища начинает медленно открываться вертикальная щель… Тут к Анютке подскакивает Беримир и прыгает на девочку, закрывая собой и одновременно оттаскивая в сторону от чудовища, и вовремя, как только чудовище открывает свой единственный глаз, происходит вспышка и взрыв. Анютка и Беримир прячутся за стволом упавшего дерева, но Лихо Одноглазое не уходит, оно водит своей головой из стороны в сторону, пытаясь обнаружить место, куда спрятались герои. Своими огромными лапами Лихо вырывает из земли дерево. Рядом с разбившейся деревянной клеткой сидят и дрожат колтки, едва лишь Лихо подносит к ним свою морду, колтки падают на землю, притворяясь обычными чурбачками. Беримир подхватывает Анютку на руки и прыгает от одного ствола к другому. Девочка жмурится от страха. И тут Лихо своей мордой ломает дерево, за которым стоит Беримир с Анюткой, и тянет к ним свои корявые лапы. Беримир во весь опор бежит прочь, унося с собой Анютку.
Беримир и Анютка выскакивают из леса и оказываются у реки. На берегу сидят пятеро охотников в тёмных островерхих шапках. Их окружают клетки, в которых томятся пойманные ими волшебные существа и лесные животные. А из леса выползает чёрная тьма и, как чёрная волна, накрывает охотников. Беримир протягивает Анютке острый камешек и говорит:
-Надо всех выпустить, — он сам и девочка бегут сквозь наползающую тьму к клеткам с волшебными существами и животными.
А охотники пытаются во тьме отбиться от Лиха, вышедшего из леса, но куда им. При одном только взгляде чудовища люди превращаются в пепел, помочь ни одно оружие не может: ни огромные топоры, ни острые стрелы. А Анютка и Беримир времени не теряют, всё срезают и срезают замки с клеток и выпускают на волю волшебных существ. Среди них есть и очень странные невиданные, похожие на мухоморы, со смешными рожицами с большими ртами, из которых язык раздвоенный, как у ящерицы торчит. Беримир подходит к очередной клетке и находит в ней жар-птицу. Вот только совсем сил у птицы нет, и огня в ней почти не осталось, лежит она на дне клетки, глаза прикрыла. Беримир протягивает сквозь прутья руку, поднося её к жар-птице. По руке пробегает огонёк и тут же гаснет. Беримир смотрит на свою руку. А потом оглядывается и находит глазами Анютку. Она уже последнюю клетку открывает и выпускает на волю маленького кабана. Тот, повизгивая, убегает прочь.
Беримир, наклонившись к двум Анюткиным друзьям-колткам, говорит им:
-Отведите её домой!
Анютка замечает Беримира и бежит к нему, а он стоит перед клеткой жар-птицы и по руке его течёт к умирающей птице золотой огонь.

Колтки подхватывают Анютку и бегут со всех своих маленьких ножек к воде, Беримир оборачивается и бросает взгляд на колтков и Анютку, а потом снова поворачивается к птице в клетке. За Беримиром возникает Лихо. Оно открывает свой единственный глаз. Раздается взрыв.

Анютка, сидя на колтках, как на маленьком плоту, плывёт по реке. Она видит, как там, где только что стоял Беримир, после взрыва остаётся чёрное облако дыма. А из этого облака взмывает в небеса огненная, сияющая жар-птица. По щекам Анютки катятся слёзы.

Лицо Анютки меняется, вытягивается, взрослеет.
Вечер. Жарко горит костёр. Огонь отбрасывает красные блики на лица собравшихся у костра взрослой Анюты в тёмном платье и тёмном платке на голове, трёх малышей – двух мальчиков и одной девочки – и двух колтков.

— А что дальше было? – спрашивает один из греющихся у костра ребятишек.
Анютка задумчиво обводит взглядом детей, а потом, взглянув на летящие вверх искры от костра, говорит:
— Не все вопросы сразу ответов требуют…

На чёрном фоне белыми буквами слова посвящения: «Посвящается моей прабабушке Егоровой Анне Ивановне». На том же фоне финальные титры: режиссёр и сценарист Матвей Лашко. Беримир – Вячеслав Ямбор, Анютка – Вика Дудаева, Хранительница Анютка – Мария Роскошо. Дополнительные голоса: Матвей Лашко, Арсений Плиев, Мария Плиева. Композитор Матвей Лашко
***
Автор описания: Алина Полякова

Ссылка на видео