Максим Петрович Дмитриев — Половодье на Нижегородской ярмарке

Изображение

В центре чёрно-белой фотографии расположен белоснежный Спасский собор – самое красивое здание всего архитектурного ансамбля Нижегородской ярмарки. Собор был спроектирован архитектором Монферраном, а его строительство завершилось в 1822 году. Храм был построен из кирпича и белого мячковского камня.
Собор пятикупольный, центральный купол намного массивнее остальных. Все купола стоят на ионических полуколоннах, расположенных в простенках между высокими окнами. Высота собора до верха креста 39 метров. Проектирование и строительство Спасского собора на Нижегородской ярмарке совпало по времени с проектированием Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Это привело к некоторому сходству их внешнего вида.
Слева от собора стоит колокольня. Шпиль колокольни значительно выше собора. Он поднимается на высоту 54 метра. Колокольня служила своеобразным маяком для судов, заходивших в ярмарочные каналы с Волги.
Рядом с колокольней расположен один из четырех корпусов так называемых Китайских рядов. В связи с тем, что на нижегородскую ярмарку приезжало много купцов из Азии, а китайский чай был главным товаром на ярмарке, Огюст Монферран спроектировал эти корпуса в стиле китайской архитектуры. Каждый корпус представлял собой трёхступенчатую башенку с загнутыми по углам крышами. Завершались башенки длинными шпилями для ярмарочных флагов. На углах основания башенки стоят скульптуры, изображающие сидящих китайцев. Выполнены они были по рисункам Монферрана. Фасады Китайских рядов были выкрашены в яркие тона. Все вместе создавало впечатление китайских пагод.
В правой части снимка перед собором расположен чугунный фонтан, который был частью ярмарочного водопровода.
Вся площадь перед собором залита водой, так как каждую весну реки Ока и Волга выходили из берегов. Все ярмарочные строения и близлежащие дома стояли в воде. Неслучайно ярмарку называли «нижегородской Венецией»: весной по ее улицам от дома к дому люди плавали на лодках.
На ступенях храма поодаль друг от друга сидят двое мужчин. Рядом с ними к столбу привязана лодка. Видимо, на ней они и добрались до храма.
На заднем плане за храмом видны деревья с голыми ветками.
Автор снимка – Максим Петрович Дмитриев, известный фотограф XIX века. Сейчас снимок хранится в фондах Русского музея фотографии.
***
Автор описания: Вершинина Ольга.