На заднем плане чёрно-белой фотографии стоит здание Ромодановского вокзала. Вокзал построило Общество Московско-Казанской железной дороги в стиле поздней эклектики XIX века. Назван он был в честь поселка Ромоданово в Мордовии.
Идея строительства железной дороги между Нижним Новгородом, Мордовией и Средним Поволжьем родилась на XVI Всероссийской выставке 1896 года.
Инженеры предложили несколько проектов. Строительство новой ветки было сложной задачей. Вокзал и железнодорожные пути надо было проложить по узкому участку земли между Окой и крутым склоном.
Здание вокзала расположено рядом с пристанью, где разгружались суда.
Его характерная черта – две кубоватые башенки, венчающие центральный вход.
С правой стороны вокзала выстроились извозчики в ожидании прибытия поезда. Кто-то из них сидит на козлах, кто-то отдыхает в экипаже, некоторые собрались группками и что-то обсуждают.
Слева от здания вокзала – Окский косогор со следами оползня. В 1901 году, когда половина работ по строительству здания вокзала была проделана, на Окском косогоре сошел оползень. Строителям понадобилось три года, чтобы ликвидировать последствия стихийного бедствия. Вместо двух лет Ромодановский вокзал строили четыре года с 1900 по 1904 год.
Вокзал неоднократно «снимался» в кино. Его можно увидеть в фильме «Мать» с Инной Чуриковой, а также в фильме «Хождения по мукам». Последнюю картину сняли в 1977 году, когда Ромодановский вокзал уже три года как не действовал. Но в фильме с него по-прежнему ходят поезда.
***
Автор описания: Ольга Вершинина