Большая жизнь маленького черного платья
«Маленькое черное платье должно быть в гардеробе каждой женщины». Коко Шанель
Когда-то Габриель Шанель обронила эту фразу, которая стала началом настоящего бума в мире моды. Леди с удовольствием последовали ее совету.
Сама дизайнер позднее признавалась, что придумала это платье, оплакивая своего возлюбленного, хотя для Коко черный был не только цветом траура по погибшему близкому человеку, но и цветом униформы сиротского приюта, где она провела свои отроческие годы.
В 1920-е годы девочки из воспитательных домов при монашеских орденах носили черное платье и колготки, белые манжеты и воротничок. Эта форма была скромна, вполне удобна, но главное — скрывала происхождение, и превращала детей в единую чёрно-белую массу. Шанель долго пыталась забыть о монастырском прошлом: биографы до сих пор не знают, как прошло ее детство, но точно известно, что провела она его в приюте.
1 октября 1926 в американском издании журнала Vogue впервые было представлено маленькое черное платье Шанель. В этом же году американский журнал приравнял по универсальности маленькое черное шелковое платье к автомобилю Ford.
При этом не секрет, что черное платье как атрибут женского гардероба существовало давно. Еще в 16 веке черные наряды пользовались спросом среди купцов Венеции и герцогов Милана. Они стройнили и были практичными. Но именно Коко Шанель придала платью новое звучание. В викторианскую эпоху черное платье носили только в знак траура, Шанель же разглядела в нем универсальную вещь и освободила его от траурного контекста. Черное платье подходило как для работы, так и для светских мероприятий, настолько удобным был его фасон. Теперь женщинам не было необходимости переодеваться по несколько раз в день. Шанель наделила чёрное платье новыми смыслами ― и для многих женщин того времени оно стало символом не просто элегантности, а уверенности, независимости и готовности заявить о себе.
«Одеться Шахерезадой-легко, подобрать маленькое черное платье-трудно». Коко Шанель
Классическое черное платье Коко Шанель было изготовлено из легкого крепдешина. Оно имело длинный облегающий рукав и небольшой вырез полукруглой формы. По длине платье было чуть ниже колена. Дизайнер полагала, что женские колени не настолько красивы, чтобы выставлять их на публичное обозрение.
Заниженная линия талии и удлиненный силуэт придавали женщинам больше свободы и в движениях, и в жизни. Не допускалось никаких излишеств, таких как бахрома, пуговицы и оборки. Из-за лаконичности кроя и отсутствии дорогих декоративных элементов позволить себе маленькое чёрное платье могла любая женщина, даже с довольно невысоким доходом. Как раз такое платье показано на иллюстрации.
Почему платье произвело и продолжает производить такой эффект? Всё просто. Оно настолько нейтрально, что красота женщины видна на его фоне ярче обычного. Оно не отвлекает внимание от ее индивидуальности. Для первой половины двадцатого столетия это была совершенно новая философия, которая отодвинула рюши, воланы, кружево, перья и банты на второй ряд. Даже слово «наряжаться» вдруг приобрело негативный оттенок.
«Это то, что выручит леди всегда и позволит быть готовой к выходу за 15 минут».
Маленькое черное платье остается и на сегодняшний день универсальной вещью в гардеробе.
Как и с чем носить это платье по замыслу Шанель? К платью должны быть надеты тонкие черные чулки. На ногах обязательно туфли-лодочки с закрытыми пальцами, при этом, необходимо избегать крупных украшений. А если сомневаетесь, еще один совет от законодательницы моды: «Жемчуг всегда прав».
История продолжается
Парижский модельер Поль Пуаре назвал платье Шанель похоронным, однако уже в 30-е годы с легкой руки дальновидных журналистов Vogue черное платье чуть ниже колена стало классикой вечерней моды. Оно позволило избежать помпезности и вычурности и стало фоном для утонченных аксессуаров, дорогих ювелирных украшений и притягательной женской красоты. 40-е и 50-е годы стали бумом удобства в одежде, и черное платье пришлось как нельзя кстати.
Военные годы требовали экономии во всём, и это стало одной из причин, по которым платье сделалось еще короче: чем меньше материала уходило на одежду — тем лучше. И, конечно, платья стали более откровенными: обнажалась нижняя часть спины, выделялась верхняя часть ягодиц и подчеркивалась талия. Голливудские модницы и великие кутюрье трудились над созданием новых и новых фасонов. Таким образом, каждый раз получалась совершенно уникальная модель наряда, которая уже не могла претендовать на статус универсальной. Мэрилин Монро, Твигги, Джейн Фонда, Джейн Биркин и Мадонна — все эти иконы стиля не раз выбирали маленькое черное платье. Но самым известным нарядом, который выскакивает на первых страницах любого поисковика по запросу «черное платье», считается творение простого силуэта, сшитое Юбером Живанши для героини его подруги Одри Хепберн в самом «модном» фильме 60-х — «Завтрак у Тиффани».
Сегодня для дизайнеров образ черного платья — как пластичный материал в руках скульптора, из которого можно слепить любую форму, любой фасон, любой стиль. Маленькое черное платье — неизменный элемент каждой коллекции практически каждого кутюрье.
В 2009 году вдохновлённый образом маленького чёрного платья парфюмер Тьерри Вассер создал одноимённую парфюмерную линию «La Petite Robe Noire» для модного дома Guerlain.
***
Автор: Марина Третьякова