Владимирская икона Божией Матери

Изображение
Фон иконы светло-охристый, с коричневыми разводами «под мрамор». Ковчег прямоугольной формы, окрашен в насыщенный золотой цвет. Вниманием практически сразу завладевает фигура Богородицы. Пресвятая прильнула к своему Сыну, а Он – к Ней. Они словно ведут некий внутренний диалог, а смотрящие на икону становятся как бы участниками безмолвного разговора Богоматери и Богомладенца. Головы Матери и Сына прижаты друг к другу и соприкасаются щеками. Он обнимает Её рукой за шею (под мафорием), а правой рукой тянется к Её плечу. Богородица поддерживает Сына обеими руками, словно пытается защитить. Создаётся ощущение, будто Она знает о том, что Он обречён на страдания, и в Её тёмных задумчивых глазах таится глубокая скорбь. Поверхностному взгляду не заметить этой скорби, но стоит дать себе труд присмотреться внимательнее, и тайные, скрытые от праздных взоров страдания Матери становятся очевидны и проникают глубоко в душу. Мастерство, с которым живописец филигранно передаёт одухотворённость нежного образа, отвлекает внимание от конкретных деталей. Однако стоит отметить, что спускающееся до земли плащ-покрывало, в которое на данной иконе облачена Богородица, имеет довольно мрачный коричневый оттенок: и даже золотая кайма не придаёт красок. Лишь ярко-голубое платье, рукава которого слегка выступают из-под мафория, и голубой чепец слегка оживляют композицию, придавая ей намёк на праздничность.
Ноги младенца практически полностью покрыты охряным хитоном с золотой каймой. Видна лишь ступня правой ноги, слегка согнутой в колене, и подошва левой. Рукава хитона спадают до запястий. Головы Матери и Младенца окружены серебряными ореолами, символизирующими Божественный свет. По сторонам — византийская контрактура, сокращение слов до первой и последней букв  МР  ФV – «Матерь Божия», рядом  IС ХС – «Иисус Христос». В отличии от более поздних эпох, эта икона удивляет мягкой плавностью линий.
***
Автор описания: Игорь Ульянов