Ян Вермеер-Делфтский — «Художник в своей студии»

изображение

Перед нами картина «Художник в своей студии», 1666 год, хранящейся в Вене. Она изображает художника и его модель, находящихся в небольшом помещении. Очевидно, это студия художника.
На переднем плане, в верхнем левом углу картины расположена тяжелая узорчатая занавесь. Она красиво задрапирована в крупные складки,что создает ощущение, будто перед нами- театральная сцена, на которой происходит какое-то волнующее действие, а мы — как бы подсматриваем за героями картины. Также на переднем плане,вполоборота к нам стоит деревянный стул с кожаной обивкой на сидении. Он — тоже словно бы подсматривает или караулит героев.
Пол в студии похож на чёрно-белую шахматную доску с крупными клетками, они задают ритм картине и увлекают нас вглубь помещения- туда, где происходит основное действие.

Слева, между занавесью и окном, которое мы не видим, стоит стол,заваленный тканями или одеждой. Ткани мягко спадают со стола, их золотистое мерцание намекает на нежность и изысканность модели. Похоже, художник подбирал подходящий наряд для своей модели. На столе вповалку лежат белая гипсовая маска и листы бумаги.
Потолок в комнате расчерчен деревянными параллельными балками. Их стройный ряд перекликается и с клеточками на полу, и с обрамлением большой старинной карты, висящей на задней стене студии. На фоне темных деревянных балок потолка  красиво выделяется золоченая изысканная люстра,в  которой нет свечей.
Художник обращен к нам спиной. Он одет в типичный костюм того времени- темный берет на длинноволосой голове,щеголеватый кафтан с прорезями, в которых видна белая полотняная рубашка, сборчатые штаны , ниже колен белые чулки. Художник удобно сидит на резном деревянном табурете без спинки, ноги его широко расставлены. Перед ним- мольберт, полотно наклонено так, что мы видим только верхний правый угол картины . В правой руке художник держит кисть и нежно касается ею полотна. Левая рука согнута, и палитру с красками мы не видим — но, очевидно, живописец ее держит в руке. Куда направлен его взгляд- нам не видно. Что он выражает- для нас загадка. Нравится ли мастеру его модель, доволен ли он тем, как продвигается работа- мы не знаем.
Свет в студию падает слева, из окна, которое закрыто  от нас, зрителей, занавесью.
У дальней стены, на фоне старинной карты, вполоборота к нам и к художнику  стоит девушка. Кажется, будто она смотрела в окно и просто обернулась в ответ на какое-то замечание или просьбу художника.
Глаза ее опущены вниз. На голове- венок из цветов и зеленых листьев. Лицо ее — нежное, овальной формы, рот чуть приоткрыт-как будто она что-то говорит или даже тихонько поёт. У нее светлые,рыжеватые, вьющиеся волосы. Одета она в лазорево-синее, небесного цвета платье с широкими рукавами. Левой рукой она прижимает к себе большую книгу в кожаном переплете. Правая рука слегка вытянута вперед, в сторону окна. В руке- длинная медная труба, направленная к окну.
Глядя на картину, мы постоянно возвращаемся к этим двоим: девушке и художнику. Все детали- занавесь, стулья, картина, люстра- все они как бы подталкивают нас присмотреться повнимательнее к нашим героям. Начинает казаться, будто девушка- не просто модель, которую попросили позировать. Это- Муза, та, что своим присутствием,своей нежной красотой вдохновляет художника работать, писать, творить. Их союз так хрупок и непрочен; фигура девушки кажется тонкой и воздушной по сравнению с массивной мебелью и основательной фигурой художника, крепко расставившего ноги. Он упирается ногами в землю, она же, напротив, выглядит как ангел, парящий в потоке света из окна. Кажется, будто только тяжелое платье и книга удерживают её от полета туда, в этот нежно мерцающий волшебный свет за невидимым окном.

***
Автор описания: Елена Пораль
***
Примечания:
1. На стене студии карта Голландии;
2. Муза художника — девушка по имени Клио