Дмитриевский собор во Владимире

изображение

Храм построен из белого камня, знаменит своей белокаменной резьбой. Ширина собора около 15 метров, а высота до купола 30 метров. Если представить его в простых формах, то внешне он похож на куб, наверху которого цилиндр, примерно в два с половиной/три раза меньший по размеру, наверху цилиндра (он называется барабаном) золочёный пологий купол, увенчанный крестом, то есть собор одноглавый. Канонический пример крестово-купольного строительства.

Каждая стена храма представляет собой три удлинённые арки — они называются пряслами. Восточная стена отличается, потому что в ней располагаются три полукруглых выступа (такой выступ называется апсидой), увенчанных полукуполами из кровельного железа тёмно-серого цвета. В апсидах находится алтарная часть храма. В средней апсиде три окна и ещё по окну в двух соседних. Все окна собора очень узкие, глубокие и длинные, занимают почти половину стены. 
Фасадную часть собора зрительно можно разделить на три яруса, где нижний лишён убранства, и на его фоне видны только резные порталы (входы). Второй ярус — это аркатурный колончатый пояс (рельеф из ажурных арок вырезанных в камне) с белокаменными фигурами святых, а так же животным и растительным орнаментом. Третий ярус прорезан глубокими, узкими, длинными, почти в половину стены окнами и полностью покрыт резьбой, которая заметна и на купольном барабане, у барабана тоже есть окна, они занимают уже всю его высоту, их девять. Венчает собор золочёный пологий купол в форме богатырского шлема. На куполе водружён широкий крест из золочёной меди. Собор будто устремляется ввысь, становясь, чем ближе к небу, тем воздушнее и ажурнее.
Собор украшает около 600 рельефов. Мотивы рельефов:
улыбающиеся львы;
святой Никита избивает беса;
царь Давид, поющий и играющий на славянских гуслях;
грифон, терзающий зайца;
охотник (возможно, Геракл), убивающий льва;
скачущий всадник;
птица Сирин борется с барсом;
великий князь Всеволод Юрьевич со своими пятерыми сыновьями и многие другие.
Благодаря богатой белокаменной отделке, которая почти полностью обволакивает храмовые стены, храм называют «белокаменной книгой».
***
Автор описания: Мария Гвоздева