Альтамира – самая известная пещера, в которой присутствует наскальная живопись.
В шестидесятые – семидесятые годы двадцатого века интерес к пещере резко возрос. Ее стало посещать множество туристов. Из-за этого нарушился микроклимат пещеры, и рисунки стали портится. Тогда было принято решение сократить количество посетителей до двадцати в день. Но и это не помогло – запись на экскурсии стала составлять несколько месяцев, а рисунки продолжали терять в качестве. Тогда в 2001 году рядом с пещерой открывается Национальный музей и Исследовательский центр Альтамира для туристов. А доступ в оригинальную пещеру оставили только для ученых и исследователей.
Конечно, этот музей не точная копия всех залов и проходов, здесь именно музейные, а не пещерные залы. На стенах в качестве экспонатов размещены копии фрагментов первобытной живописи. Однако один зал воспроизведен с максимальной точностью – это «Большой зал Полихромов» — жемчужина пещеры и самая известная ее часть. Весь потолок зала расписан изображениями бизонов, площадь росписи – около ста квадратных метров. Его еще называют «Сикстинской капеллой каменного века». Естественно, в копии зала предусмотрена подсветка, которой нет в оригинальной пещере. Это сделано для удобства туристов. Работы по созданию копии велись теми же натуральными первобытными материалами, которые были использованы в оригинальной пещере.
На фото представлены художники – реставраторы, которые создают копию потолка «Большого зала».
Данное фото интересно тем, что уже скоро расписанную современными художниками-реставраторами плоскость разместят в музее, создав точную копию «Большого зала». Сегодня ею наслаждаются тысячи туристов, а мы узнаем, как она создавалась.
Художники-реставраторы заняты тем, что изображают новых бизонов и дорабатывают уже нарисованных. Художников двое – мужчина и женщина. Женщина слева, мужчина справа. Женщина стоит на полу. Мужчина находится на стремянке, поставив одну ногу на верхнею ступеньку, а вторую – на предпоследнею.
У женщины волосы до плеч. Она одета в белый свитер и тёмно-синие брюки. Она немного полновата. Мужчина одет в голубые джинсы и голубую рубашку. У мужчины небольшая борода, усы, седина на висках. Он худощав. В руках держит белую салфетку — тряпочку.
Рядом с каждым художником стоит столик-тележка с кистями и красками. У женщины он компактнее, чем у мужчины – у неё столик одноярусный, у мужчины – двухъярусный. Слева и справа от столика мужчины расположились небольшие плоские листы с изображениями бизонов.
Перед художниками — реставраторами, занимая практически всю площадь фото, разместилась плоскость, имитирующая материал потолка «Большого зала». На ней уже изображено несколько бизонов.
Цвет плоскости охристо-желтый. Как и оригинал в пещере, она покрыта мягкими круглыми и полукруглыми выступами и такими же мягкими неглубокими впадинами. В верхнем левом углу видны металлические леса-каркас, на которых держится конструкция.
Цвет бизонов красный, но не ярко-красный, а с коричневым субтоном. Также коричневый пигмент присутствует на контурах животных. В левой части, внизу, присутствует не считываемое как рисунок красное пятно. По центру и чуть правее есть небольшие белые пятна, также не считываемые как изображения.
Всего на плоскости изображено пять бизонов, а также два фрагмента шестого и седьмого. (Один фрагмент расположен в верхнем правом углу – это круп и задние ноги. Второй фрагмент, также круп и задние ноги, расположен слева вверху). Размер бизонов внушительный – если сравнивать с художниками-реставраторами, то каждый бизон размером с человека.
Также есть восьмое по счёту изображение, третий фрагмент, но он менее заметен – это черный контур бизона, который не заполнен краской, как в других случаях. Он расположен в левой части изображения.
Лучше других считывается бизон, расположенный чуть левее центра. Частично это связано с тем, что он находится прямо перед нами – никуда не развёрнут и не наклонен. Он спокойно стоит, наполненный мощной силой и уверенностью. Он изображен в профиль, но видно четыре ноги. Рога небольшие. Горб и нижняя часть туловища выполнены коричневым пигментом. Основной цвет, красный, также не однороден – видимо, его насыщенность связана с объемом плоскости и ее впадинами и выступами, а также – с трещинами камня.
Бизон слева, над которым работает женщина – реставратор, тоже стоит, но он наклонен по вертикали слева-направо сверху-вниз и меньшего размера. Поэтому считывается хуже.
Остальные три бизона свернулись калачиком – они явно отдыхают.
Фото помогает нам заглянуть за кулисы и увидеть, как создавался художественный объект, который сегодня доступен всеобщему обозрению.
Хотите больше бизонов? Вам сюда!
***
Автор описания: Елена Ланикина