Есть несколько пещер, в которых прекрасно сохранилась наскальная живопись. Пожалуй, самая известная – это Альтамира.
Вторая по значимости и известности – пещера Ласко, Франция.
Хронологически ее живопись относится к тому же периоду, что и в Альтамира – поздний (верхний) палеолит, двадцать – десять тысяч лет назад. (По некоторым источникам – до двенадцати тысяч лет назад)
Она была открыта в тысяча девятьсот сороковом году, почти на пол столетия позже, чем Альтамира. Открытие произошло случайно – подростки решили исследовать загадочный лаз.
Равно как и с Альтамира, пещера привлекла к себе нескончаемый поток туристов, и рисунки также начали разрушаться. В одна тысяча девятьсот восемьдесят третьем году, почти на двадцать лет раньше, чем в Альтамира, для туристов была построена так называемая «Ласко два».
В пещере есть множество залов и переходов, совокупность галерей имеет длину примерно в 250 метров при средней высоте в 30 метров. Расписанная часть пещеры находится, в основном, в верхней части системы. Самый известный зал, центральный, – «Зал быков». И в нём снова, как и в Альтамира, изображены бизоны! Это одно из любимейших животных первобытного человека. А вот изображения тигров, волков и других хищников встречаются очень редко не только в упомянутых пещерах, но и в наскальной живописи в целом.
Вот как выглядит бизон из Альтамира.
Теперь его описание можно сравнить с описанием бизона из Ласко.
Фото представляет собой оригинальный снимок из пещеры, непосредственно с камня. Однако выполнено оно, судя по всему, со вспышкой.
Фон изображения в некоторых местах белый (верхний левый угол), в некоторых – желтый (верхний правый угол). По центру – большое белое пятно, судя по всему, следствие вспышки.
Хотя изображение называется «бизон», то есть, в единственном числе, на самом деле, на изображении их три. Два чётко видны, один почти спрятался.
Один из этих двух, меньший по размеру, расположен начиная от нижнего левого угла снимка, доходит до середины общего изображения. Пропорционально занимает где-то одну шестую площади. Он выполнен в красном цвете, достаточно ярком – коричневый субтон минимален. Контура как такового у изображения нет, оно всё представляет единое цветовое пятно. Контуром, также красным, как и цвет всего изображения, выполнены только рога животного. Бизон расположен в статике, в профиль, повёрнут слева-направо, его передние ноги слегка согнуты. За его крупом спрятался тот самый малозаметный бизон – различимы только его задние ноги. Он также располагается слева -направо, и по размеру намного меньше ранее описанного животного.
Однако всё это только детали основной композиции, на которой изображен «главный» бизон. Он спокойно стоит. (Изображение не наклонено). Нарисован в профиль, смотрит справа-налево. (То есть, повёрнут передней частью, мордой, к маленькому красному бизону – получается, что они смотрят в противоположные стороны).
Большой бизон выполнен чёрным контуром, без «заливки». Его передние ноги полностью перекрывают маленького красного бизона. Большой бизон занимает приблизительно три четверти изображения. Определить его пол затруднительно: возможно, на рисунке изображено вымя, а возможно – половые органы. Хвост животного не поместился в кадр, равно как и самая задняя часть крупа. Видна только задняя левая нога. Маленький красный бизон расположен точно под грудью большого.
Самое примечательное в этом рисунке – морда большого бизона. Если общий контур тела выполнен достаточно условно, то морда представляет собой пример потрясающей детализации. Нижняя часть морды залита чёрным цветом. Прекрасно виден нос. Глаз проработан. На голове – имитация шерсти тонкими черными росчерками. Поражают рога – они направлены вперед, достаточно длинные и слегка изогнутые. Они закрашены, но не сплошным пятном, а мелкими черточками.
***
При подготовке материала использовался следующий источник изображения:
***
Автор описания: Елена Ланикина