Кумыкский танец

Заставка. На фоне голубого неба с белыми облаками золотые силуэты танцующих мужчины и женщины в национальных костюмах и надпись: 50 лет Лезгинка.
На протяжении текста вступления появляются пейзажи: невысокие покатые горы, покрытые зеленым ковром травы и деревьев, ярко-синее озеро у подножия гор, голубое небо с пушистыми белыми облаками.
Затем перед нами возникает большая сцена в концертном зале. На сцене в задней части на одной линии стоят и сидят двенадцать кавказских мужчин-горцев, с густыми черными бровями и черными усами. Они в черных прямых бурках с квадратными плечами до пола, на головах черные папахи цилиндрической формы с плоским верхом. Мужчины поют, сцена утопает в синем свете и полумраке, на заднике проекция голубого неба с цепочкой белых облаков. На протяжении всего танца фон сзади будет меняться на зеленую равнину, на скачущего гнедого коня, лесные пейзажи и полевые цветы.

Продолжая петь, они встают и парами идут, немного приседая, по кругу. Их руки и ноги спрятаны под квадратные бурки. Мужчины выстраиваются в задней части сцены в ряд. Один из них выходит на середину и движется характерным для танца очень мелким и частым шагом. К нему присоединяются остальные, и вот уже все двенадцать танцоров, в быстром темпе следуя друг за другом, образуют круг, не сбавляя скорости закручиваются в спираль и, раскручиваясь, вновь образуют круг. Их руки и ноги не видны под длинной буркой, и мужчины движутся настолько быстро и слаженно, словно паря над сценой. Затем они поворачиваются спиной к нам, зрителям, и, вытягиваются плечом к плечу в сплошную линию по длине всей сцены. Поворачиваются к залу уже вместе с женщинами, которые вышли невидимые для зрителей за бурками танцоров.
Женщин тоже двенадцать. Они одеты в белые длинные распашные платья с облегающим лифом, расшитым в центре золотым и коричневым орнаментом. Из-под распашной юбки-колокола видна нижняя часть платья коричневого цвета. Длинные рукава платья двойные: нижние узкие, облегающие, верхние – откидные, расширенные к низу и сшитые внизу углом с декоративной кисточкой на конце. В танце рукава придают особое значение образу, линии рук кажутся еще более плавными и воздушными. На головах женщин белые платки из прозрачной ткани, концы которых перекинуты за плечи.
Они перемещаются таким же быстрым мелким шагом, будто проплывая по сцене, вытягиваются в цепочку по всей сцене, оставляя мужчин позади себя. Обходят их, увлекая за собой в продолжение своей цепочки. Танцоры идут теперь вместе одной черно-белой линией, создавая два круга – женский белый оказывается внутри черного мужского и кружится против часовой стрелки, а мужской движется по часовой. Непрерывное плавное движение танцоров ни на секунду не прекращается, они растягиваются в линии по сцене, переходят друг в друга, разбиваются на пары, затем разделяются – справа оказываются только мужчины, слева женщины. Ненадолго они останавливаются. В центр выходит один мужчина, бурка на нем распахнута и висит на одном плече, открывая коричневую черкеску. Он в образе жениха, поет, горделиво посматривая на своих друзей. От женской половины отделяется одна черноокая красавица, его невеста, и выходит в центр к мужчине. Она начинает петь, они приближаются друг к другу и совершают танцевальный круг вместе. Танец партнеров и партнерш тесно взаимосвязан, движения одного предопределяют движения другого, но при этом партнеры никогда и нигде не соприкасаются.
Мужчины и женщины стройными парами перемещаются по всей сцене, обходя друг друга, одни ряды проходят сквозь другие. Партнерши все время меняют положение рук, они чрезвычайно пластичны, то взлетают вверх, как крылья, то совершают плавную волну от кисти до плеча.
Далее женщины вновь отделяются и переходят в левую часть сцены. Мужчины же скидывают свои черные бурки и остаются в коричневых черкесках, черных штанах, рубахах и кожаных сапогах. Они делятся на четыре колонны, и их танец теперь словно огненный, порывистый. Танцоры вытягивают руки в стороны, вверх, сгибают в локтях, прижимая к груди и быстрыми, резкими шагами движутся то вправо, то влево, то вокруг себя. Затем женщины также четырьмя колоннами подходят к мужчинам, обходят по кругу своего партнера, кружатся вокруг себя с поднятой вверх рукой. Все вместе начинают круговое движение друг с другом: женщины плавно и медленно, мужчины порывистыми шагами рядом, затем опускаются на одно колено каждый возле своей партнерши, хлопают в ладоши, а женщины обходят их. Парами продолжают двигаться по всей сцене, по пути мужчины подхватывают свои бурки, накидывают на плечи, разводят руки в стороны и единой цепочкой плечом к плечу оказываются позади женщин, сопровождая их за кулисы. Одна пара, жених и невеста, отделяется, партнер поворачивается спиной к зрителям и загораживая партнершу буркой, уводит ее в другие кулисы.
Основная часть танцоров парами возвращается из-за кулис, мужчины уже без бурок, женщины радостно вскидывают руки в танце, встают в ряд по всей длине сцены. Из другой кулисы им навстречу выходит отделившаяся пара. Мужчина несет в руках свою бурку, затем бросает ее под ноги, расстилая перед своей партнершей. Тут же из ряда танцующих к нему выскакивают двое мужчин, становятся рядом. Из-за кулис появляется женщина, она поет, в ее руках белое покрывало из прозрачной ткани, которым она накрывает невесту. Невеста под покрывалом встает на расстеленную перед ней бурку, и жених вдвоем с другом увозят ее на бурке за кулисы в сопровождении радостно танцующих пар.
***
Автор описания: Юлия Умярова
ссылка на видео: