Искусство Древнего Египта: Стена заупокойного комплекса Джосера

изображение

Каждая древнеегипетская пирамида – это целый заупокойный комплекс. Во всех случаях  он окружен мощной стеной. Первой в истории пирамидой была пирамида Джосера в Саккаре, соответственно, это и первая окружающая ее стена. Но если многие стены, окружающие пирамиды, не сохранились, оставив лишь груду камней, то стена заупокойного комплекса Джосера сохранилась просто прекрасно. По ней можно судить о строительстве более поздних стен.

На фото на переднем плане золотой песок. Сама стена занимает всю плоскость снимка слева-направо. Вид снаружи. Стена Сфотографирована фронтально. Выполнена из каменных блоков. Цвет – насыщенно-желтый. Ее центральная часть выше левой и правой частей. (Левая и правая части отходят от центральной, как крылья).  Сокращение высоты в левую и правую сторону ступенчатое. Стена как бы состоит из отдельных вертикальных каменных конструкций, где каждая последующая ниже предыдущей. Если смотреть на вершину стены, можно увидеть левую и правую лесенки, которые спускаются от основной части. Однако вершины стены сохранились в первозданном виде только на основной части и немного – на левой. Остальные вершины явно разрушены и сильно отличаются от своего древнего вида. Впрочем, ступенчатая структура всё равно сохранена и хорошо заметна. Возможно, в древности этой ступенчатой структуры и не было, и вся стена имела по своему периметру одну и ту же высоту. А лесенки образовались в следствии разрушения памятника.
Интересно, что сама стена не однородная, а с выступающими частями. Самая большая выступающая часть – центральная, с входом. Она представляет собой куб, который выходит из основной плоскости стены. Слева и справа (слева большее количество) присутствуют такие же выступающие прямоугольники. Как центральная кубическая часть, так и боковые прямоугольные части отбрасывают тень на основную поверхность стены, которая находится в глубине по отношению к ним.
Вся стена украшена неглубокими вертикальными узкими арками, похожими на длинные полосы, углубленные внутрь. Глубина у этих арок незначительная. Контуры четкие, прямоугольные.
По центру, в середине кадра, расположился вход в заупокойный комплекс. Это простой, ничем не украшенный черный проём. Впрочем, сверху над ним разместилась арка той же глубины, что и другие арки на стенах. Слева и справа от входа – по две вертикальные арки всё той же незначительной глубины. Так создается симметрия.
У самого входа сидит человек в арабской одежде. Рядом со входом – турист (судя по европейской одежде). Однако фигурки людей очень маленькие, едва различимые.
Общее впечатление от конструкции: выверенное изящество, симметрия и строгость.
***
Автор описания: Елена Ланикина