Искусство Древнего Египта: Карнакский храм

изображение

Карнакский храм расположен в чуть менее трех километрах от храма Луксорского, на территории древних Фив. Карнакский храм на древнеегипетском называется «Ипет-сут» — «избранное место». Ка-Ранак – это исламское название, переводится как «укрепленная деревня». Карнакский храм – главное святилище Нового Царства (тысяча пятьсот пятидесятый – тысяча шестьдесят девятый годы до нашей эры). Между собой храмы Карнака и Луксора соединены аллеей сфинксов. Их ритуальное значение тесно связано между собой. Карнакский, также, как и Луксорский храм, посвящен так называемой фиванской триаде божеств:  верховному богу Солнца Амону-Ра, его супруге Мут, богини неба, и сыну Хонсу, богу Луны.

Карнакский храм старше Луксорского. Самое старое здание храмового комплекса – Белая Капелла (из белого известняка), сооружено во времена двенадцатой династии (при фараоне Синусерте Первом – тысяча девятьсот пятьдесят шестой – тысяча девятьсот десятый год до нашей эры, то есть, еще до Нового Царства, в эпоху Среднего Царства). Позднее храм множество раз модернизировался, достраивался и совершенствовался. Каждый из фараонов, кто хотел заявить о себе и оставить свое имя в веках, приложил руку к этому сооружению. Последний, кто принял участие в постройке, был римский император Гай Юлий Цезарь Октавиан Август (шестьдесят третий – четырнадцатый год до нашей эры). Европейцы впервые столкнулись с храмом в семнадцатом веке. Храм был засыпан десятиметровым слоем песка. Полностью его расчистить и сделать пригодным для дальнейших исследований и туристического паломничества удалось лишь в двадцатом веке.
Интересный факт: при Карнакском храме содержались ритуальные животные в количестве примерно четыреста двадцати тысяч единиц. Также в храме жрецами хранились богатые украшения, были рабы, которые трудились на обслуживании святилища. Всего при храме насчитывалось более восьмидесяти тысяч человек – от жрецов до рабов и крестьян. А еще на территории современного Карнака впервые были найдены самые древние на земле хирургические инструменты, что говорит о высоких познаниях жрецов, в частности, в медицинском деле.
Главный в Карнакском комплексе, как и следовало ожидать, храм верховному богу Амону Ра. Его площадь – тридцать гектаров. Он может похвастаться десятью пилонами. (Башнеобразные сооружения в форме усечённой пирамиды (в плане — прямоугольник). Пилоны сооружались по обеим сторонам узкого входа в древнеегипетский храм). Крупнейший из пилонов храма имеет длину сто тринадцать метров, ширину пятнадцать метров и высоту около сорока пяти метров. За  вторым пилоном находится гипостильный зал (зал с колоннами), площадь которого пять тысяч квадратных метров. Храм Амона состоит из святилища, где мог находиться только фараон и верховный жрец, внутренний зал для знатных египтян и родственников фараона, и зал внешний, для простого люда. В этом внешнем зале расположены колонны диаметром пятнадцать метров – на каждой капители (часть, венчающая колонну) может свободно  разместиться пятьдесят человек. Высота колонн – двадцать один метр, то есть, равна семиэтажному дому. Колонны были покрыты росписями и отделаны золотом. Площадь росписей – два с половиной гектара. Между колоннами располагались статуи богов и фараонов.
Однако, сам храм Амона Ра – также самостоятельный комплекс. В его состав входит много других культовых зданий, например, уже упомянутая нами Белая Капелла. (А также Красная Капелла, Алебастровая Капелла, храм бога Птаха, храм Аменхотепа Второго, храм Рамзеса Третьего и многие другие, построенные разными правителями в свою честь и в честь разных богов).
В храме сохранилось два обелиска, прославляющие Хатшепсут – единственную женщину-фараона (тысяча четыреста девяностый – тысяча четыреста шестьдесят восьмой годы до нашей эры). Один высотой двадцать один метр, второй – тридцать три метра.
Часть храмового комплекса, посвящённая богине Мут, лежит приблизительно в триста пятитдесяти метрах южнее центрального храма Амона-Ра, с которым связан малой аллеей из шестидесяти шести бараноголовых сфинксов (лев с головой барана), и имеет размеры двести пятьдесят на триста пятьдесят метров. Здесь расположен окружённый с трёх сторон Священным озером храм Мут. Озеро служило для омовения жрецов и соединялось каналом с Нилом. У озера на полутораметровом каменном постаменте находится статуя жука-скарабея из черно-красного гранита – символ перерождения.
Храм Хонсу значительно меньше, чем храм его отца и матери. Но он также, как и они, постоянно достраивался и менялся. Последние изменения в нем были произведены, когда в начале нашей эры там была основана коптская церковь. Сегодня храм редко посещается туристами из-за своего расположения в стороне.
На фото изображено священное озеро рядом с комплексом богини Мут. Озеро сфотографировано так, что в кадре две его стороны – фронтальная и боковая. Половину снимка занимает водная гладь. Вода очень чистая. В ней отражается синее небо, пальмы и руины построек.  Берега озера выложены камнем, и благодаря этому сразу становится понятно, что это искусственный водоем.  Справа на берегу, на боковой части озера, расположились два обелиска Хатшепсут – один повыше (ближе к зрителю), другой пониже. Рядом с обелисками растут пальмы и кустарник – зелени довольно много. Также рядом с обелисками расположились отдельно стоящие колонны. Они очень большие, но на снимке этого не видно. Там, где фронтальная и боковая части озера образуют угол, собралась группа туристов, их очень много. Сзади туристов руины каменного здания, которое состоит из стен и колонн, причем колонны перекрыты балками. Левее, на фронтальном берегу озера, расположилась высокая стена с шестью небольшими черными проемами (в два ряда по три в каждом). В самой левой части кадра снова пальмы. Цвет всех построек (включая обелиски) песчано-желтый. Небо голубое с легкими белыми облачками.
***
Автор описания: Елена Ланикина