Искусство Древнего Египта: храм в Луксоре

изображение

Мы уже писали об аллеи сфинксов Луксорского храма. Теперь поговорим подробнее о самом храме.
Интересна его судьба: в римскую эпоху храм и его окрестности были крепостью легионеров и резиденцией римского наместника в этом районе. Для сооружения римского военного лагеря при императоре Диоклетиане в двести девяностые годы нашей эры использовались блоки стен храма. Во время римского периода часовня внутри Луксорского храма, первоначально посвященная богине Мут, была преобразована в культовую часовню Тетрархии, а затем в христианскую церковь. В итоге на территории Луксора существовали две меньшие коптские церквушки и еще одна, большая по размерам. После арабского завоевания в шестьсот сороковом году часть Луксорского храма была переоборудована в доныне функционирующую мечеть. Сооружение имеет религиозное значение уже сорок веков.

Считается, что храм был культовым местом и, возможно, тут проходили коронации новых фараонов. Зная об этом, Александр Македонский, как гласит легенда, сам символично короновался в Луксорском храме.
Честь основания храма древнеегипетские и древнегреческие источники отдают великой женщине-фараону восемнадцатой  династии Хатшепсут (пятнадцатый век до нашей эры). Она создала здесь небольшое святилище Амона.  Древнейшая часть храма с примыкающими залами, украшенными монументальными рельефами и надписями — основана при Аменхотепе Третьем. (Четырнадцатый век до нашей эры). Рамсес Второй (тринадцатый век до нашей эры) пристроил северный перистиль и пилон высотой двадцать четыре метра. Позже храм неоднократно достраивался.
Храм в виде прямоугольника высотой девяти этажного дома, вытянутого вдоль Нила с севера на юг, длиной двести восемь метров и шириной пятьдесят четыре. Простое элегантное сооружение обрамляет высокая колоннада. В архитектурный ансамбль храма входят святилище, вестибюль, внутренний и внешний двор, входной пилон, колоннада для процессии. Обхватить одну колонну в колоннаде для процессий не в состоянии пять человек, взявшись за руки. Внешний двор украшает колоннада в виде зарослей папируса – священного растения Египта. Между колоннами – шесть царских статуй, размером больше человеческого роста с выставленной вперед ногой, будто выходят из тени колоннад на яркий солнечный свет.
Великолепные колоннады – своего рода визитная карточка Луксора. Всего здесь сто пятьдесят одна колонна. А, поскольку капители большинства колонн стилизованы под связки или цветы папируса, всё строение напоминает удивительный лес из камня.
Перед входным пилоном установили шесть изваяний Рамзеса Второго. Четыре представляют его стоящим, две — сидящим. Здесь же возвышалось два гранитных обелиска двадцати пяти метровой высоты. Один из них в тысяча восемьсот девятнадцатом году паша Египта Мухаммед Али преподнёс в дар французскому королю Луи-Филиппу, и сейчас обелиск украшает площадь Согласия в Париже. Второй стоит на том же месте, где его установили по приказу Рамзеса. Именно эта входная группа времен Рамзеса Второго и представлена на фото.
На фото стена с проходом посередине. Стена высокая, из желтого песчаника. В проходе виднеется колоннада из огромных колонн. Проход никак не отделан, не обозначен и не подчеркнут – просто проем. По бокам от прохода расположились изваяния фараона Рамзеса Второго. Цвет изваяний чуть более серый, чем стена. Они находятся в сидящем положении. Спина и ноги образуют прямой угол, ладони свободно лежат на коленях. Из одежды на фараонах ритуальная юбка, торс голый. На голове – корона Египта. (Не имеет ничего общего с европейской короной, представляет собой вытянутую конструкцию, похожую на стоящий вертикально колпак). У левой статуи сохранены практически все черты лица, у правой статуи лицо отсутствует. Впрочем, даже у левой статуи, с неповрежденным лицом, отсутствует ритуальная бородка фараона (привязывалась за тесемки). По бокам от сидящих статуй разместились четыре стоящие – две справа и две слева. Также Рамзеса Второго. Ближние к сидящим статуи выполнены из черного камня, дальние от сидящих – из розового.
Статуи слева сохранились лучше статуй справа. На первой статуи, если считать слева направо, фараон стоит ровно, держит  руки скрещенными на груди. На нем также египетская корона, однако, он одет в облегающий костюм с юбкой до колена (грудь закрыта). У этой статуи церемониальная бородка присутствует.
На второй статуи, если считать статуи слева направо, фараон стоит, но уже не ровно. Одна его нога вынесена вперед. Руки опущены вдоль тела. На нем и корона, и церемониальная бородка. Одеяние закрывает одно плечо и снова заканчивается юбкой.
На первой статуи, если считать справа налево, видно, что фараон шагает, а также на нем присутствует корона. Руки и лицо фараона не сохранились.
На второй статуи, если считать справа налево, изображение фараона полностью повторяет изображение статуи, размещенной второй при счете слева, то есть, симметричной ей.
В стене наверху присутствуют черные дыры в кладке. Одна дыра на левой части стены, две – на правой части.
Также в стене присутствуют ниши. Вертикальные, не очень глубокие, узкие. По одной ниши между стоящими статуями справа и слева. И еще одна – между сидящим и стоящим фараонами справа. Возможно, что симметричная ей ниша также расположена между сидящим и стоящим фараоном слева, но место этой ниши закрыто на кадре обелиском. Обелиск представляет собой колонну с треугольным концом. Весь покрыт иероглифами. Основание обелиска квадратное. На нем присутствуют четыре фигуры, однако, они плохо сохранились, сложно сказать, кого эти фигуры изображают. Справа сохранилось основание обелиска, а вот сам обелиск был подарен Франции в девятнадцатом веке. На основании обелиска справа фигур нет.
То тут, то здесь, у входной группы расположились туристы. Площадь перед входной группой также выложена камнем песчаного цвета. Присутствуют загородки из колышек и веревок, которые не дают подойти вплотную к стене и статуям. Небо нежно-голубого цвета.

***
Автор описания: Елена Ланикина
 
При подготовке использованы источники:
https://architectureguru.ru/luxor-temple-egypt/