Искусство Древней Руси: храм «София Новгородская»

изображение

Храм начал строиться в тысяча сорок пятом году. Строительство закончилось через пять лет в одна тысяча пятидесятом. На месте, где был выстроен храм, ранее, правда, чуть-чуть севернее, находилась сгоревшая церковь о тринадцати куполах, построенная в девятьсот восемьдесят девятом году.
Естественно, София Новгородская должна была повторить Святую Софию в Константинополе – так отражалась преемственность власти от этого города, центра православия. То есть, со строительством собора город Новгород  приобретал совершенно особенное значение как духовный центр, копия Византии на Руси. (Византийский же собор в свою очередь повторял ветхозаветный Храм Соломона в честь Премудрости Божьей).

По сравнению с Византийской Софией, София Новгородская гораздо скромнее, производит впечатление простоты. В Святой Софии Константинопольской стены были покрыты мрамором, а своды – мозаиками. Однако в русской версии храма мрамор был заменен известняком, а мозаики – фресками.
В тысяча девятьсот двадцать втором году, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, часть церковного имущества была изъята. В тысяча девятьсот двадцать девятом году собор был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей, где были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример богатств церкви. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, погибло изображение Спаса Вседержителя (роспись тысяча сто девятого года). После войны — полностью восстановлен, стал отделом Новгородского музея-заповедника. В тысяча девятьсот девяносто первом он был передан РПЦ и заново освящён лично патриархом Алексием Вторым. 
Софийский собор был окончательно расписан к тысяча сто девятому году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов. На сегодня  основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века.
В соборе сохранились древние иконы, в том числе четырнадцатого века. (Правда, они расположены в музее при соборе, а вот иконы века пятнадцатого доступны для молитв верующих). Также стоит упомянуть чудотворную икону Богородицы «Знамение» двенадцатого века. Пресвятая Дева изображена с молитвенно воздетыми руками, на её груди медальон с Младенцем Христом. По преданию, она помогла новгородцам в сражении с Андреем Боголюбским, и с тех пор хранит город.
На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный учинил резню новгородцев, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.
Стены сложены из местного, серого, слегка желтоватого камня, кремнистой породы, в перемежку с рядами тонких слабо обожжённых кирпичей красно-бурого цвета, так что храм в старину не оштукатуренный, сверху донизу был испещрен горизонтальными полосами. Ширина стен – один и два десятых метра. Такая ширина впечатляет. Это связано с тем, что в Средние Века церковь служила как защита при нападении и должна была выдержать удары предполагаемых оккупантов.
На внешних и внутренних сторонах стен древние новгородцы оставили массу граффити  — это процарапанные имена, ребусы, молитвы, изображения людей и животных.
В юго-западном углу находится башня, построенная из того же материала, как и сам собор, но, тем не менее, выстроенная значительно позже самого храма. В этой башни устроена винтовая лестница, ведущая на хоры, и еще выше, под самый купол.
В стены и своды собора вмонтированы глиняные горшки-голосники для лучшей акустики. Они облегчают верхние части конструкций и поглощают эхо. После войны, когда в соборе работал музей, здесь устраивали музыкальные концерты.
В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков двенадцатого века. Они состоят из сорока восьми бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Как попали на Русь – неизвестно, но случилось это только в пятнадцатом веке.
Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню. Основной объём собора (без галерей) имеет длину двадцать семь метров и ширину двадцать пять метров; вместе с галереями длина составляет тридцать четыре с половиной метра, ширина сорок метров. Высота от уровня древнего пола, находящегося на два метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — тридцать восемь метров. 
С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи.
Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Разберемся подробнее, что это означает.
Кресто́во-ку́польный храм — архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского Востока в пятом – восьмом веках. Стал господствующим в архитектуре Византии с девятого века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. Естественно, что именно этот тип храмов прижился и на Руси. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объём, центр которого разделен четырьмя столбами на девять ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом.
Неф — вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. Апсида это —  примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре.
Так как же выглядит собор в плане? Разберемся, опираясь на данные выше определения. План собора – квадрат (практически, разница сторон всего два метра) с тремя алтарными полукружьями на одной стороне. С трех сторон собор окружают объемы галерей. Внутри этот квадрат разделён на пять частей колоннами.
По своим архитектурным особенностям собор близок к романскому стилю. (Стиль раннего средневековья в Европе, характеризующийся мощью построек и их лаконичностью и практически отсутствием декора). Это не удивительно, ведь русский Северо-Запад имел тесные торгово-экономические связи с Европой. Поэтому, возможно, Софию Новгородскую строили мастера из западных земель. А возможно, греки и\или русские мастера. Точно не установлено.
На фото на переднем плане справа размещено дерево. Его листва желтоватая, где-то середина сентября. За деревом расположился сам храм. Его цвет – белоснежный. Он повернут к нам той стороной, на которой расположены выступающие полукружья – апсиды. Их три. Центральная пятигранная, слева и справа – полукруглые. (Правую апсиду не видно из-за дерева). Храм представляет собой квадратный объем. Видно пять куполов. Первый, самый дальний от нас, и самый низкий, расположен на башне. Самый высокий купол – центральный. Он имеет золотистый цвет. Остальные купола и на башне, и на самом храме, имеют цвет серебряный. Однако шары, на которых расположены на куполе кресты, и сами кресты, на всех куполах имеют золотой цвет.  Помимо центрального храмового купола мы видим три других. Четвертый скрыт от нас. Барабаны храма (это конструкции, которые держат купол)  украшены небольшими полукружьями на самом верху. Пожалуй, это единственное украшение храма. В барабанах имеются узкие высокие закругленные окна, размещенные под полукружьями, о которых говорилось выше. В левой от нас апсиде так же имеется такое же окно, но еще более узкое. Слева видно, что к храму пристроена галерея. Это довольно большое помещение с покатой крышей. По центру галереи имеется небольшое окошко. Также небольшое окошко приблизительно на том же уровне есть на самом храме между апсидой и галереей. У галереи есть также своя апсида, она намного ниже храмовых, почти в два раза. Апсида галереи разделена как бы на две части: левую, и еще более низкую правою. В обеих частях этой галерейной апсиды есть небольшие окошки. Они самые большие и широкие из всех окошек, что присутствуют на снимке. Кровля на всем здании черная, металлическая, явно современная. Небо голубое и безоблачное.
***
Автор описания: Елена Ланикина