Искусство Древней Руси: Николо-Дворищенский собор, Великий Новгород 

изображение

Николо-Дворищенский собор —  один из   древнейших новгородских храмов. Построен внутри Новгородского Детинца – Кремля, на Рюриковом городище. (Но важно понимать, что термин «Рюриково городище» был введен историками в конце девятнадцатого века).  Собор был заложен в тысяча сто тринадцатом году Мстиславом, сыном Владимира Мономаха. Первоначально Николо-Дворищенский собор сообщался с княжеским дворцом, поскольку был задуман домовой церковью.  Освящен собор был лишь двадцать три года спустя,  в тысяча сто тридцать шестом. Тысяча сто тридцать шестой год – это год провозглашения новгородской независимости. Жители изгнали князя, и теперь ведущую политическую роль начинает играть вече. Именно вече собирается на площади перед этим собором. Площадь небольшая, что говорит нам о том, что вече было не слишком обширным и многие слои города в него не входили. Вече – это собрание лучших мужей, наиболее зажиточных купцов. Однако вече собиралось не только у рассматриваемого храма, но и у Святой Софии Новгородской.

Николо-Дворищенский собор занимает главное место в архитектурном ансамбле новгородского Торга, где находилось ещё девять церквей. Он расположен перед Софией Новгородской. Постройка Николо-Дворищенского собора парадна. Однако на ней совсем нет украшений, что, впрочем, свойственно новгородской архитектуре рассматриваемого периода.
Внутреннее пространство храма разделено шестью столбами на три нефа (неф — вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов), из которых средний много выше боковых; каждый неф завершён подковообразной апсидой. (Апсида – примыкающий к основному объему выступ здания).
У собора на северной стороне имеется пристройка девятнадцатого века, выполненная в стиле классицизм. Она сильно резонирует с древнерусской архитектурой основного здания, однако уже успела прижиться на новом месте и стать частью ансамбля.
В двенадцатом веке собор был расписан фресками. На данный момент от них мало что осталось, тем ценнее сохранившиеся фрагменты.
Интересно, что с приходом советской власти собор не закрылся и просуществовал до тридцатых годов. В 1953 году на средства прихожан была отремонтирована соборная колокольня. (Соборная колокольня не относится к постройке двенадцатого века, она была пристроена позже).  В соборе снова стали проводиться службы. Однако Хрущев в рамках кампании по борьбе с религией закрыл этот древнерусский памятник для прихожан. На данный момент собор вновь восстановлен.
На фото безоблачный ясный день, небо голубое, без единого облачка. Время года – скорее всего, ранняя осень. Это связано с тем, что на земле перед собором лежит тонкий слой снега, но это еще не настоящие зимние сугробы. Деревья на заднем плане голые, без листьев.
Основной объем собора в кадре расположен чуть – чуть левее от центра кадра. Он практически квадратный, с пятью куполами, из которых  в кадре расположены только четыре – пятый купол спрятался за главным. Собор достаточно высок, в вышину он больше, чем в ширину. Барабаны, на которых расположены купола, также довольно вытянутые. В барабанах есть окошки, они вертикальные, узкие, вверху полукруглые. Окошки решетчатые. Судя по всему, их по четыре окошка в барабане, расположены симметрично. Кресты на куполах серебряные. Покрытие куполов, также, как и крыша основного объема собора, темно-темно серое. Купола внизу слегка волнистые, пожалуй, этот элемент – единственное украшение здания. На левой стене собора в кадре расположились три апсиды. (Дополнительные пристройки к основному объему). Они в вышину практически достигают крыши собора. Однако центральная апсида все же выше, но не больше, чем сантиметров семьдесят. В апсидах также имеются вытянутые вверх и полукруглые окна, однако, они заделаны камнем (таким же, как и сам собор). На правой стороне собора имеются два окошка уже описанного нами типа, они расположены по центру. Остальные окошки заделаны, так же, как и в апсидах.
На правой стороне собора вплотную к стене расположилась пристройка девятнадцатого века в стиле классицизм – здесь и греческие колонны, и треугольный фронтон над ними. (Фронтон – завершение фасада здания). Пристройка невысокая, двухэтажная.
В самом правом углу находится здание, не имеющие ничего общего с древнерусской архитектурой – скорее всего, это хозяйственная постройка девятнадцатого века. Между этой постройкой и пристройкой в стиле классицизма расположилась небольшая колокольня. Она шатровая. То есть, представляет собой башенку в основании с несколькими гранями, увенчанную треугольной вытянутый вверх крышей. На самом верху колокольни расположился почти крошечный купол. Крыши колокольни и хозяйственной пристройки серебристые, в отличие от темно-серого цвета куполов и крыши самого собора.
Все постройки в кадре белоснежные —  и сам собор, и колокольня, и прочие пристройки.
Основное впечатление от всего комплекса несколько эклектичное (эклектика – смешение разных стилей) за счет шатровой колокольни и пристроек девятнадцатого века. Древнерусская архитектура как жемчужина, заключена в раковине этих более поздних стилей и воспринимается на контрасте.
***
Автор описания: Елена Ланикина