Искусство Древней Руси: палаты Андрея Боголюбского

изображение

Как известно, Андрей Боголюбский перенес столицу Ростово-Суздальской земли во Владимир. Однако сам он жил не непосредственно в городе, но в специально отстроенной для него резиденции в десяти километрах от новой столицы. Это место, этот архитектурный памятник получил название «Палаты Андрея Боголюбского». Есть варианты названия Боголюбский дворец и Боголюбский замок. Время постройки – первая половина двенадцатого века. Необходимо отметить, что это единственное гражданское сооружение (не церковь или храм), домонгольского периода Руси, который до нас дошел хотя бы частично.

Главными элементами ансамбля княжеской резиденции были двухэтажный каменный дворец и храм Рождества Богородицы, соединённые между собой по второму этажу переходом. В среднюю часть перехода включена лестничная башня. Роскошно отделанный храм во многом повторял владимирский Успенский собор, хотя был гораздо меньшим по величине. В ансамбль входил ещё один храм — Леонтьевский. Весь комплекс княжеской резиденции был ограждён каменными стенами, что в то время было редкостью на Руси. Прямоугольность стен при отсутствии угловых башен указывает на то, что укрепления имели не столько оборонительный, сколько художественно-декоративный характер, служа продолжением замка.
До тысяча девятьсот пятидесятых годов дворец считался утраченным. Однако один из исследователей в тысяча девятьсот пятьдесят четвертом году обнаружил лестничную башню и арочный переход на хоры, соединяющий башню с собором Рождества Богородицы. На сегодняшний момент это и есть остатки от былой роскоши резиденции князя. Но именно  в этой лестничной башни князь был убит заговорщиками – знатными боярами, которым надоело самовластие и самодержавие князя. Сохранилась ниша, где он принял смерть. И до сих пор паломники и туристы приносят сюда цветы в честь памяти этого русского святого. (Да-да, Андрей Боголюбский канонизирован русской православной церковью). Интересно, что во времена Андрея непосредственно рядом с его замком протекала река Клязьма, и ему из окон открывались дивные виды. Сейчас от реки на этом месте осталось только небольшое озерцо.
Интересно, как князь Андрей выбирал место для своей резиденции. Он вывез из Киева (а точнее, из Вышгорода) чудотворную икону Божией Матери, которую, по приданию, написал сам евангелист Лука. Впоследствии икону назовут Владимирской и она станет главной защитницей Руси. Лошади, на которых располагалась икона, неожиданно остановились и никак не хотели идти дальше. Пришлось разбить шатер и заночевать на месте. Ночью князь молился иконе, и в ответ на пылкую молитву Богоматерь предстала перед ним в видении. Пораженный этим чудом, князь решил остаться жить на этом месте. Примечательно, что, по мнению некоторых ученых, именно Андрей Боголюбский ввел на Руси такой почитаемый праздник, как Покров Богородицы. Именно в его честь построена им церковь Покрова на Нерли, но это уже тема отдельного сюжета.
На фото или весна или осень – небольшое дерево в самой нижней правой части кадра без листвы, но снега нет. Небо голубое с белыми пышными облаками. Слева расположился фрагмент собственно палат – лестничная башня, двухъярусная. Над ней пристроена более поздняя шатровая церковь. Далее фрагмент палат – переход в храм, также двухъярусный, в первом ярусе которого расположены ворота (без врат, просто проход).  Справа – пристроенная позднее церковь. Теперь изучим все более детально.
Собственно палаты (два яруса башни и проход с воротами) созданы из белого камня, который, однако, пожелтел со временем. Шатровая надстройка над башней и прилегающая церковь также выполнены из белого камня, но он светлее и чище.
Объемы двухъярусной лестничной башни вверху второго яруса завершаются полукружьями. Рядом с землей, в первом ярусе, никаких архитектурных украшений нет. Чуть выше расположились два колончатых пояса – небольшие колонки, выступающие из стены. Окон нет.
Что касается прохода с воротами (повторюсь, они без врат), то там также присутствует колончатый пояс, который создает шесть углублений между колоннами. Во втором и пятом углублении расположились очень маленькие квадратные окошки.
Вот собственно и все, что осталось от палат Андрея Боголюбского. То, что изображено на фото дополнительно – более поздние надстройки. Так двухъярусную лестничную башню венчает шатровая церковь. (Более поздняя). Она двухъярусная, белокаменная. В первом ярусе с каждой стороны расположились богато украшенные резьбой и лепниной окна. Второй ярус открыт, скорее всего, это пространство для колоколов. Второй ярус формируют красивые, богато украшенные, также как и окна, резьбой и лепниной, столбики. Их шесть или восемь. ( С того ракурса, как сделано фото, сложно их точно подсчитать). Крыша выполнена в виде шпиля, устремленного вверх. Однако шпиль не однородный – там, где углы столбиков, там же – углы шпиля. Они соединяются в одной верхней точки. Что венчает шпиль, судя по кадру сказать нельзя – эта часть просто не  попала в кадр. Но на девяносто девять и девять десятых там будет крест. Крыша светло-серого цвета.
Справа расположилась небольшая белокаменная церквушка. (Более поздняя). Ее основной объем – это квадрат. Слева и справа в этом квадратном объеме расположены два прямоугольных довольно больших окна. Они открыты. В самом верху по центру расположилось еще одно окно, но оно заделано – то ли деревянные, то ли металлические ставни. В самом низу под этим верхнем окном – еще одно, меньшее по размеру. Оно также открыто, как и левое с правым. Центральное, заделанное окно с двух сторон окружают круглые выступы в стене – их по три с каждой стороны.
Над кубическим объемом церкви возвышается небольшая граненая башенка. Кадр снят так, что трудно сказать, сколько граней всего, но в кадр попадает три грани полностью и одна, четвертая, совсем – совсем сбоку. В каждой грани расположено по одному вытянутому вверх решетчатому окну. Они рабочие, то есть, открыты. Венчает башенку вытянутый вверх узкий барабан с темно-синим куполом. Форма купола несколько необычна – он круглый в основании, небольшой, а вот его верхняя часть очень сильно вытянута вверх. На куполе расположился золотой крест. Крыша кубического объема церкви и башенки – темно-серая.
И наконец, самая поздняя пристройка в ансамбле – вход в церковь. Вход выполнен в стиле классицизм – с колоннами, выступающими из стены, окружающими вход. И классическим треугольным навершием над входом – фронтоном.  
Вход представляет собой прямоугольное здание, вытянутое слева направо. Под фронтом расположилась крепкая двустворчатая дверь из светлого дерева. По бокам от фронтона большие, во всю стену, полукруглые окна – слева и справа. Свет падает так, что трудно сказать, они закрыты или открыты. Крыша постройки светло-серая.
Площадь перед Палатами не вымощена – это утоптанная земля.
Не смотря на то, что от самих палат до нас дошел лишь незначительный фрагмент, он помогает нам проникнуться духом эпохи, перенестись на много веков назад, во время расцвета удельной Руси, и оценить все могущество князя Андрея, построившего новый город с новой резиденцией.
***
Автор описания: Елена Ланикина