Искусство Древней Руси: Дмитриевский собор во Владимире

изображение

Собор построен князем Ростово-Суздальской земли Всеволодом Большое гнездо. Ученые спорят о точных датах возведения собора, но все сходятся в том, что это конец двенадцатого века.
Собор назван Дмитриевским в честь небесного покровителя Всеволода Дмитрия Солунского. (В Крещении Всеволод носил имя Дмитрий). Возведен собор непосредственно на княжеском дворе.
Собор неоднократно грел (начиная с татаро-монгольского нашествия) и претерпел массу так называемых «поновлений» в более позднее времена, которые также негативно сказались на здании собора и его внутренним убранстве.

Над сохранением собора в тысяча девятьсот восемнадцатом году трудился выдающийся искусствовед Игорь Грабарь. В тысяча девяносто девятнадцатом собор был закрыт. И вот первая литургия после столь длительного перерыва был проведена в две тысячи одиннадцатом году. Однако русской православной церкви собор так и не был передан – внутри него находится музей, он входит в исторический заповедник. Прославленные барельефы Дмитриевского собора на сегодняшний день покрыты пластиковой пленкой. Самые известные среди них – «Давид-псалмопевец» и «Вознесение Александра Македонского на небо». Однако здесь мы не будем их касаться, так как их художественная ценность требует отдельного описания.
Конструкцию собора поддерживают изнутри четыре столба, купол всего один, а также – три апсиды (полукруглые пристройки к основному объему церкви). Первоначально собор окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в девятнадцатом веке), по которым князь и его семья ходили в храм на богослужение. (Эти галереи служили опорой храму, и когда их убрали, сочтя более поздними пристройками, по храму пошли трещины, и его пришлось дополнительно укреплять).
На фото яркий солнечный летний день. Небо голубое, облака небольшие, белые. Деревья и трава зеленые. Собор сфотографирован с боковой стороны – справа расположены три апсиды (полукруглые пристройки). Апсиды по вышине равны общему объему храма. В плане храм представляет квадрат, и это хорошо считывается с фото. Собор белоснежный. По центру слева – вход в храм. Вход оформлен в виде порталов. Это полукруглые арки, которые сокращаются в размерах при приближении к стене. Двери темно-коричневые, деревянные. Этот ярус храма никак не украшен. На этой же стороне фасада расположены три вытянутых вверх полукруглых окна.
Второй ярус храма представляет собой ряд небольших колонок, выступающих из стены, а также на нем присутствуют небольшие барельефы животных и птиц.
Третий ярус полностью украшен крупными барельефами, однако масштаб фото не позволяет их изучить.
Над собором возвышается купольный барабан. Он довольно высокий, весь, полностью, покрыт барельефами. В нем также вытянутые вверх полукруглые окна. Купол золотой, немного приплюснутый. Наверху – золотой крест. Крыша у собора и апсид темно-серая. Слева и справа, по бокам левой части фасада, расположены лампы для подсветки художественного памятника. На фотографии рядом с собором присутствует несколько небольших (по два-три человека) групп туристов.
***
Автор описания: Елена Ланикина