Искусство Древней Руси: барельефы Дмитриевского собора

изображение

Барельефы Дмитриевского собора – это более пятисот  известняковых блоков с барельефами. Действительно, колоссальный и уникальный памятник русского зодчества. Барельефы Дмитровского собора изучаются уже сто пятьдесят с небольшим лет, однако до сих пор нет единого искусствоведческого мнения на их счет.  Причина этого – в нетрадиционности композиций большей части рельефов. Как правило, им трудно найти аналогии в арсенале традиционных иконографических сюжетов. А недостаточное знание сюжетов изображений приводит к умозрительному истолкованию тем отдельных рельефов.

Главной фигурой в системе декоративного убранства Дмитриевского собора является фигура царя Давида, занимающая центральное положение на каждом из трех фасадов храма. Вокруг размещены изображения зверей и чудищ, всадников и птиц, причудливых трав и цветов. До конца XIX века историки думали, что это Христос-Спаситель. Потом еще несколько десятилетий спорили, Соломон это или Давид. Наконец один из самых авторитетных исследователей резьбы Дмитриевского собора Георгий Вагнер, тоже предполагавший Соломона, признал, что это Давид. Спор завершился, когда реставраторы нашли… подпись: «ДA ВЪ».

Ученые умы все еще ищут объяснение символике композиций с участием Давида. Что делает Давид на троне? Часто пишут: Давид-Псалмопевец, Давид-музыкант. То есть он распевает псалмы собственного сочинения. Что он держит в руке? То ли музыкальный инструмент, то ли листы с текстом псалма (нотами?). Знаменитая исследовательница Дмитриевского собора Магдалина Гладкая считает, что это и одновременно струнный музыкальный инструмент, и кодекс псалмов, причем толстый и увесистый. Для Георгия Вагнера это Давид, играющий на псалтыри. Что означает жест правой руки Давида? Многие историки уверены, что он благословляет.

На фото каменная кладка серовато-бежевого цвета. (Важно понимать, что сам собор белокаменный, белоснежный. Однако в данной фотографии именно такая цветопередача, которая отличается от живой. Но она необходима, чтобы точно передать небольшие детали изображения). Барельеф представляет собой выступающее из стены изображение. По центру расположился сам царь Давид. Он сидит на троне. Трон резной, украшен орнаментом, по бокам расположены подушки. Спинки у трона нет. Левая нога царя расположена чуть ниже правой. Ноги обуты в простые ботинки. Ноги от ступни до колена прикрыты поножами – элементами доспеха, которые также украшены резьбой. Доспех также и на груди царя, также резной. Справа складками спадает плащ, частично прикрывая правую ногу и полностью – правую часть корпуса. В правой руке Давид держит довольно увесистый, вытянутый по вертикали прямоугольник. Ученые полагают, что это книга его же псалмов. Левая рука Давида поднята вверх и согнута в локте. Пальцы он держит сложенными. Скорее всего, это знак благословения. На голове царя корона, а вокруг нимб. Волосы довольно длинные, доходят до подбородка. Лицо вытянутое, овальное, рот аккуратный и небольшой, губы – в легкой, едва заметной улыбки. Глаза большие, нос очень большой, занимает, фактически, все лицо.

Ниже трона расположено два растения – слева и справа. У каждого растения пять ростков, которые сходятся внизу, но самостоятельны наверху. У левого растения все пять ростков заканчиваются трилистником. На правом растении количество листиков составляет пять. На одном уровне с растениями, то есть, ниже трона, слева и справа от растений, расположились птицы. У них видны обе лапки, а также их грудь, крылья и хвост украшены  резьбой. Их крылья сложены. На одном уровне с троном, над растениями, однако, в некотором отдалении от основной фигуры царя, слева и справа расположились львы. У них видно все четыре ноги, грива исполнена с помощью резьбы. Также резьба частично присутствует на груди левого льва. У львов хвосты лихо закручены, и их кончики также, как и гривы, сформированы с помощью резьбы. Морды у львов своеобразные. У них широкая открытая пасть, однако, она выглядит так, что лев не скалится, а улыбается. Также у них большие носы, почти такие же большие, как у Давида, полные щеки и сделанные в виде углублений в камне уши. Слева и справа, четко сверху над львами, расположились еще две птицы. Мы видим две их лапки на каждой. Но в отличии от птиц нижнего яруса, у этих крылья распахнуты.

Барельеф «Давид-псалмопевец» по праву считается «визитной карточкой» Дмитриевского собора, а окружающие его элементы дают представление о барельефах собора в целом.

Источники:

Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора города «Владеющего Миром». Давид как Спаситель. Часть 1. — «Рамблер».

Резьба Дмитриевского собора: царь Давид. — Информационное агентство «ПроВладимир».

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире. В кн.: Древнерусское искусство: Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. СПб, 2002. С. 172-186.

***

Автор описания: Елена Ланикина