Искусство Древней Руси: Успенский собор в Галиче

изображение

Далеко не все памятника древнерусского зодчества дошли до нас. Именно к таким «потерянным» памятникам относится Успенский собор в Галиче. От него остался только фундамент, пол, осколки стен. Эти руины были открыты археологами в первой половине двадцатого века. Сегодня на основании этих находок составлены несколько вариантов реконструкции постройки, один из которых мы изучим. Но вначале немного истории.
Первое  упоминание в летописи Успенского собора связанно с захоронением в нем в 1187 г. князя Ярослава Осмомисла. Точной даты постройки собора нет. Однако предполагается, что собор был построен Ярославом Осмомыслом в 1150-х годах, когда в Галиче была организована самостоятельная епископия.

По своим размерам собор уступал только Софии Киевской. Обломки стен говорят о том, что он был пышно украшен каменной резьбой, а также – расписан изнутри. Кладка белокаменная. Пол покрывали изображения фантастических растений и животных. Предполагается, что величина сторон подкупольного квадрата составляла около 7 м. Также в соборе обнаружены захоронения князей галицко-волынской земли.
При соборе нашли несколько рукописных Евангелий двенадцатого века, что свидетельствует о том, что ранее там находилась библиотека и летописный центр.
В конце двадцатого века, в девяностых годах, собор хотели восстановить, поставив на его месте новодел. Был даже частично разрушен фундамент двенадцатого века. Однако проект свернули из-за протестов общественности, ратовавшей за сохранение старины.
Изучим изображение один, которое представляет собой внешний вид реконструкции собора. Это изображение, выполненное черной краской  на белом листе бумаге, схематичное.  Вид на собор сбоку и сверху. Он имеет довольно большие размеры, однако – всего один купол. С трех сторон собор окружают галереи. Ими не занята только задняя часть собора, в которой находятся апсиды (полукруглые выступы на заднем фасаде храма). На картинке апсиды изображены справа. В апсидах есть высокие узкие полукруглые окошки  — по одному в боковых апсидах, три – в центральной. Апсиды в высоту доходят до крыши основного здания собора.
 На галереи, которая на картинке уходит влево, имеется три окошка и входной портал. Эти окошки очень маленькие, особенно по сравнению с окошками в апсидах.
Стена храма слева возвышается над галереей. Она разделена как бы на три части, каждую из которых венчает полукружие. В самой правой к нам части три окна, в центральной — шесть, в самой левой – два. Барабан купола достаточно широк и весь покрыт высокими узкими вытянутыми вверх окошками. Венчает купол крест.
Главное в этой реконструкции – наличие всего одного купола. Это исключительно не типично для построек такого размера на Руси двенадцатого века. В этой архитектурной особенности проявляется самобытность галицко-волынской земли.
Перейдем к изображению два. Мы поговорили о том, как выглядел собор в древности, теперь обратимся к более близкой нам эпохе – двадцатому веку.
Изображение два – это черно-белая фотография. Небо занимает где-то одну пятую кадра в самом верху. По центру и левее изображения котлован. В него спускается деревянная лесенка. Внизу котлована – фундамент апсид (полукруглые выступы в задней части церкви). На снимке большое количество людей. Многие стоят в котловане с лопатами. Они одеты в белые рубашки. Справа на краю котлована стоит группа, судя по всему, наблюдающих. В ней есть женщины (двое). Остальные люди на снимке – мужчины. Женщины, стоящие на краю котлована одеты в белые халаты, мужчины – в костюмы.
Этот снимок приобщает нас к непосредственному знакомству с памятником, путь даже вернее будет сказать, с его руинами. Но в любом случае значение Успенского Собора в Галиче исключительно велико для истории.
***
Автор описания: Елена Ланикина

изображение