Искусство Древнего Египта: «Солнечная ладья» Хеопса

изображение

Вблизи пирамиды Хеопса было обнаружено семь ям с настоящими древнеегипетскими лодками, разобранными на части. (Лодки нужны для загробного путешествия – плавать по небу вместе с небесным богом Солнца Ра. Также одна из них могла использоваться в качестве катафалка, чтобы доставить тело фараона к месту погребения).  Первое из этих судов, названных «Солнечные лодки» или «Солнечные ладьи», было обнаружено в тысяча девятьсот пятьдесят четвертом году. Лодка была изготовлена из привозного кедра, так как в Египте он не рос, и не имела ни единого следа от гвоздей для крепления элементов: всё крепление держалось на деревянных колышках. Лодка состояла из тысячи двухсот двадцати четырёх частей, от десяти сантиметров до двадцати четырех метров. Их удалось смонтировать только в тысяча девятьсот шестьдесят восьмом  году. Размеры лодки: длина — сорок три с небольшим метра, ширина —  пять с половиной метров, а осадка — полтора метра. Интересно, что в отличии от обычных древнеегипетских судов, на лодке нет мачты и паруса. На южной стороне пирамиды Хеопса открыт музей этой лодки.

На фото изображён большой трёхъярусный музейный зал, где с высоты третьего яруса виден первый: сквозная конструкция.  Первый и второй ярусы представляют собой наполненное светом из окон пространство,  где размещены белые опоры, на которых и находится сама лодка.  Слева, на третьем ярусе, терраса для туристов. С этой точки туристы видят ладью как бы сверху.

На фото здесь расположились двое туристов – мужчин. Справа – покатый скат потолка. Ниже ската расположились окна во всю стену второго и первого ярусов. У второго яруса тоже есть терраса для обзора лодки. С этой точки туристы видят ладью как бы снизу. На фото ладья расположена так, что она словно бы движется из глубины на нас.
Цвет ладьи тёмно-коричневый. Общий колорит снимка коричнево – золотистый: стены, пол, потолок музейного помещения имеют светло-бежевый оттенок. Пол и перила на смотровых террасах такие же коричневые, как сама ладья.
Можно отметить, что ладья неглубокая, особенно по отношению к своей длине. Элементы, из которых выполнена ладья, хорошо считываются, видно, что она не монолитная, а составная.
Нос узкий и высокий, его вершина даже не помещается полностью в кадр.  Корма также узкая и высоко задрана.
На носу расположена конструкция, напоминающая клетку, у которой только три стороны имеют прутья – левая, правая и верхняя. А передняя, задняя и нижняя отсутствуют. Эта «клетка» выполнена из тонких палочек. Далее располагаются вёсла – пять пар. Вёсла расположены так, что гребцы не сидят, но стоят. Вёсла высокие, их верхние концы скрещиваются между собой, образуя подобие шалаша или, скорее, буквы Х.  Далее следует каюта. Она представляет собой крытый крышей прямоугольник с простым, ничем не украшенным входом – проемом с правой стороны. На фото эта область находится в тени, и вход виден только за счет того, что в его области тень максимальна.
Наслаждаясь этим культурным объектом, можно лишь порадоваться тому, что ладья дошла до нас сквозь эпохи и, благодаря кропотливой работе реставраторов, приобрела свой первоначальный вид.
***
Автор описания: Елена Ланикина