Искусство Древней Руси: Золотые ворота в Киеве

изображение

Золотые ворота построены во время правления Ярослава Мудрого, то есть в первой половине одиннадцатого века. При Ярославе Мудром территория Киева активно разрасталась, что требовало создания новых оборонительных укреплений. Поэтому была сформирована целая система насыпных валов и рвов, ну и конечно, оборонительные ворота для въезда в город с южной стороны. Впрочем, значение этих ворот не только оборонительное, но и идеологическое. Известно, что в Константинополе существуют свои Золотые ворота, которые, в свою очередь, повторяют ворота Иерусалима, через которые в город незадолго до казни въезжал сам Христос. Таким образом, Византия наследует этот духовный памятник, а Ярослав Мудрый, в свою очередь, наследует его вслед за Византией.
Однако вид современных Золотых ворот существенно отличается от того, что было построено при Ярославе Мудром. Дело в том, что сначала они пострадали от нашествия монголов. Из записей путешественников шестнадцатого – семнадцатого  веков известно, что уже к этому времени Золотые ворота были полуразрушенными. В тысяча девятьсот восемьдесят втором году, к празднованию тысяча пятисотлетия Киева Золотые ворота были полностью реконструированы, несмотря на то, что не сохранилось достоверных изображений или планов того, как они выглядели в древности. Сегодня Золотые ворота представляют собой крепостную башню с широким, до семи с половиной метров проездом. Высота сохранившихся стен достигает девяти с половиной  метров. Ворота были каменными, в силу того, что этому сооружению придавалось особенное значение. Строили их в технике смешанной кладки, известной ещё со времен Древнего Рима: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы. (Плинфа — это тонкий обожжённый кирпич, часто квадратной формы, ширина которого примерно равнялась длине).  Венчала Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град. Надвратная церковь в ходе реставрационных работ воссоздана как четырёхстолпный одноглавый храм. В ходе археологических исследований Золотых Ворот были обнаружены кубики смальты (смальта – это  цветное непрозрачное стекло), фрагменты фресковой штукатурки. Что свидетельствует о том, что древняя церковь была украшена фресковой росписью и мозаиками.

На фото ясный летний день. Трава у ворот зеленая, справа вверху в кадр попала ветка зеленого дерева. Внизу слева и справа также имеются зеленые деревья. Основное пространство кадра занимают сами Золотые ворота. Они представляют собой комбинацию каменных и деревянных элементов. По центру расположилась основа постройки. Она выполнена из красного кирпича, трехъярусная. Первый ярус – квадратное здание с собственно воротами по центру. Они широкие, приземистые, темно-серые, металлические, мощные. Сами ворота находятся как бы в углублении, утопленные в стену примерно на метр. Портал, углубление ворот, в свою очередь, также находятся в небольшом квадратном углублении, которое не превышает сантиметров двадцати и расположено очень близко к краю постройки. Сбоку первого яруса – небольшая водосточная труба. На верху первого яруса расположены прямоугольные плоские бойницы. Бойницы завершаются темно-серым настилом. Второй ярус по высоте как две трети яруса первого. В нем на фасаде имеется шесть небольших симметричных полукруглых окошек, которые, впрочем, заделаны кирпичом. Бойницы второго яруса полностью идентичны бойницам яруса первого. Сбоку второго яруса – также водосточная труба. Третий ярус – надвратная церковь. Каждый ее фасад (на фото размещено два фасада церкви – центральный и правый) состоит из трех частей, каждая из которых заканчивается полукружием. В этих полукружиях имеются небольшие окна. Более вытянутое в центральном полукружии центрального фасада, и два меньшие по размерам в боковых полукружиях. Такие аналогичные окна имеются и на правом фасаде. Окны в боковых полукружиях, как на центральном фасаде, так и на правом, заложены кирпичом. Окна в центральных полукружиях в обоих случаях действующие. Крыша у церкви темно-серая. Венчает все барабан с куполом. Барабан довольно компактный, разделен на сектора, которые также заканчиваются полукружиями. В каждом секторе барабана имеется окошко. На ближайшем к нам окошке видно стекло и фигурную решетку, его прикрывающую. Все окошки в барабане действующие. Особенность купола в том, что он не возвышается, опираясь на ровный край барабана, но повторяет полукружия секторов, как бы обтекая их сверху. Цвет купола – светло-светло серый. Крест над куполом широкий, ярко золотой.
По бокам от ворот разместились деревянные конструкции. В кадр полностью попала правая конструкция, и самый краешек левой. Высота деревянных конструкций равна высоте второго каменного яруса. Слева и справа от каменного центрального входа расположились прямоугольные совершенно ровные покатые поверхности зеленого цвета. Их высота – вершина первого каменного яруса. Угол наклона этих плоскостей примерно девяносто градусов. На той наклонной плоскости, что попадает в кадр, к каменной постройке пристроена, видимо, укрепительная конструкция из белого камня. Она небольшая, гэ-образной формы.
Боковая площадь плоскостей покрыта деревом (доски). На высоте между концом первого каменного яруса и концом второго расположилось деревянное сооружение.  Оно состоит из трех горизонтальных частей. ( В каждой части торчат деревянные углы, что характерно для срубов, которым и является это сооружение). Левая, самая дальняя от нас часть, и наиболее приближенная к самим воротам, занимает всю высоту от вершины нижнего яруса до вершины яруса верхнего. Две другие деревянные части имеют с первой одну крышу, однако начинаются с половины высоты первой части. (То есть все три деревянные части выглядят как перевернутая буква гэ). Крыша покатая, домиком. От описанной деревянной конструкции направо (вглубь кадра) уходит деревянное строение, напоминающее лестницу. У него как бы четыре ступеньки, это своего рода деревянная терраса. Каждый деревянный ярус плоский, венчается перилами.
Все сооружение Золотых ворот находится на очень-очень маленьком холмике. По краям холмика и всего комплекса ворот расположились современные цементные столбики с натянутой между ними цепью, которая провисает от столбика к столбику полукругом. К самим воротам, прямо по центру от самих створок, идет широкая невысокая лестница.
Жаль, что у нас нет гарантии, что все это выглядело именно так во времена Ярослава Мудрого. Однако, не смотря на это, памятник имеет огромное культурно – историческое значение.
***
Автор описания: Елена Ланикина