Керамика периода Дземон

Изображение

Японская культура.

Данная керамика – самая древняя на земле. А период ее создания датируется от четырнадцатого тысячелетия до четвертого века до нашей эры. Впрочем, некоторые ученые, всё же, считают началом обозначенного периода десятое тысячелетие до нашей эры.

Сложно представить, что ещё не было сельского хозяйства, а искусно изготовленная посуда была!

Объекты керамики дземон можно найти на всей территории Японии, однако больше всего их встречается в центральной и восточной части Хонсю (один из японских островов).

Сам термин дземон означает «узор-веревка». Характерные отпечатки делались на поверхности сосудов путём вдавливания в неё самой настоящей веревки прежде, чем глина нагреется до температуры 600-900 градусов Цельсия.

Глина, которая использовалась для посуды, была красной и желтой. Гончарного круга ещё не было. Ранние сосуды представляли из себя горшки и миски, позже появились антропоморфные фигурки, которые, вероятно, являются свидетельствами начальных форм религии. Чем дальше, тем эти символические предметы становились более разнообразными по стилю и назначению. Статуэтки, относящиеся к среднему, позднему и финальному периодам, демонстрируют рост технического и художественного мастерства, они часто во всех аспектах превосходят глиняные артефакты других культур каменного века.

На фото два сосуда. Фон, на котором они расположены – белый. Каждое изображение отдельное, между ними чёрная полоска.

Сосуд, который слева, из красной глины. Цвет яркий, но не однородный – в левой части тёмное пятно. Сосуд имеет треугольную форму, причём вершина треугольника на дне. Просто так такой сосуд стоять не будет, его нужно особым образом закреплять над костром для приготовления пищи.

Верхняя часть сосуда ближе к горлышку украшена отпечатками веревки. Они аккуратны и полностью симметричные. Этот отпечаток занимает примерно одну четверть от высоты всего сосуда. Верхушка сосуда оформлена так, как будто обшита нитью. Небольшие треугольники выступают на «стежках». Остальную поверхность также занимает след из веревки, однако она более узкая и пропечатана не так глубоко, так что при изучении объекта на расстоянии эти отпечатки практически незаметны.

Сосуд справа имеет сероватый оттенок. Он также смотрится треугольником, но его дно не настолько острое, как у первого сосуда. Он по форме больше напоминает перевернутый шлем.

Всю его поверхность украшают глубокие вмятины от веревки. Есть участки, где веревка отпечатана прямо, а есть такие, где она имеет волнистую форму. Например, ближе к низу след от веревки прямой, а затем он перерастает в волнистый. Края сосуда также слегка волнистые.

При всей простоте поражает изящество, с которым изготовлены эти предметы.

***

Автор описания: Елена Ланикина

Источник: Great Ceramics | Великая керамика: История ремесла, путь искусства