Борис Кустодиев (1878-1927) — русский, позже советский художник родом из Астрахани. Отец, преподаватель, рано ушёл из жизни. Матери, чтобы поднять четверых детей, приходилось браться за любую посильную работу, в том числе развлекать местных купцов игрой на рояле в праздничные дни. Отсюда, из детства, первые яркие впечатления Кустодиева. Они оказались самыми сильными – атмосфера праздника, благополучия, сочные краски, размах стали признаками творчества живописца. Позже, уже состоявшись как художник, Кустодиев говорил, что колорит – это его оркестр красок.
Оригинал картины «Купчиха за чаем» написана маслом на холсте размером 120 на 120 сантиметров и хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (в Михайловском дворце).
Представленная тактильная модель размером 45 на 45 сантиметров.
Кустодиев при создании данной картины использовал насыщенные оттенки красного, зеленого, желтого. Время года – август.
На картине отображена традиция вечернего неспешного чаепития за самоваром в повседневной провинциальной жизни.
На первом плане, у нижнего края полотна, видна лишь часть накрытого для чаепития квадратного стола. Стол застелен белой скатертью. Слева на столе возвышается ведерный самовар, начищенный до блеска. На самоваре — заварочный чайник, украшенный росписью.
Проводя руками сверху вниз, можно увидеть разрезанный красный арбуз на синем блюде. Часть блюда занимает половина арбуза. На оставшейся поверхности блюда лежат 3 дольки зеленой кожурой вниз. Чаепитие с фруктами было распространённым явлением для зажиточных купцов.
Справа от тарелки с арбузом на белой тарелке с золотистым ободком изображены: крупная гроздь зеленого винограда и три яблока светло-зеленого, светло-желтого и ярко-красного цветов. Слева на скатерти лежит еще одно ярко-красное яблоко. Перемещая вверх руки от тарелки с яблоками и виноградом, мы обнаруживаем хлебницу, накрытую салфеткой с бахромой. На салфетке лежит разрезанный кекс с темными вкраплениями и булочка. Предметы посуды из чайных сервизов из серебра и фарфора расставлены перед купчихой и рядом с самоваром.
В центре полотна изображена женщина – купчиха, сидящая за столом на террасе или балконе. Фигура купчихи ориентирована на зрителя. Купчиха – крупная молодая белокожая женщина с румянцем на щеках. На ней надето пышное платье, открывающее круглые плечи. Декольте платья оторочено белым кружевом, на вырезе приколота круглая брошь. Волосы собран. Широкая лента на волосах завязана сверху. Платье и лента насыщенного синего цвета с блеском. На лоб спускается прямая русая чёлка, открывающая черные брови. В ушах крупные серьги.
Купчиха держит правой рукой расписное блюдце на уровне плеч. Мизинец левой руки, держащей блюдце с чаем, кокетливо приподнят. Взгляд голубых, как небо, глаз направлен влево. Полуулыбку молодой купчихи сравнивают с улыбкой Моны Лизы.
К левому плечу женщины ластится кот, стоя на перилах веранды. Кот, разместившийся за левым плечом хозяйки, — однозначный «привет» от нечистой силы, которая намерена подвергнуть купчиху соблазнам, против чего та не возражает, как можно догадаться по ее полуулыбке и взгляду в левую сторону.
На картине с левой стороны за плечом женщины, едва заметная вдалеке, распивающая чай семейная пара — бородатый купец или подрядчик в красной рубахе и жилетке и его супруга.
В центре полотна за спиной женщины с террасы виден гостиный двор. Его здания побелены, ухожены: видно, что торговля здесь процветает. Несмотря на предвечернее время, на площади перед ним толпится народ.
Кустодиев невольно отсылает зрителей из голодных революционных времён в сытые годы расцвета купечества на Руси, заставляя их задуматься о том, что же они потеряли.
На заднем плане у левого и правого верхних краёв картины несколько православных сооружений. Исследователи полагают, что на картине изображены Благовещенская церковь Кинешмы с колокольней и храм Воздвижения Креста Господня в Ивановской области.
В центре верхнего края картины на синем небе бело-розовые облака. Они спускаются к середине полотна . На деревьях зелёная листва.
***
Автор описания: Екатерина Мукасеева