Однажды предав, очень трудно вернуть прежнее доверие и уважение. Человек на картине одумался и постучал в родную дверь, но его возвращение не сделало домочадцев счастливыми.
Во время премьерной выставки 1954 года работа «Вернулся» Сергея Григорьева вызвала широкий общественный резонанс. Москвичи по нескольку раз в неделю ходили взглянуть на полотно и затем долго спорили о возможной развязке сюжета.
Герой бросил семью несколько лет назад. Покинутая супруга отгоревала измену, сняла со стены фото мужа (на обоях остался отпечаток) и стала просто жить. В этот вечер, пока старший сын делал уроки, а дочка поила кукол чаем, женщина принялась за штопку; на столе перед ней лежат нитки. С появлением нежданного гостя выстраданный мир закачался, как карточный домик.
Женщина — брюнетка с уставшими глазами. она сидит за столом, на плечи накинуто старое пальто, семья живет небогато. Женщина глядит на бывшего возлюбленного с тоской и жалостью. Возможно, она приняла бы его обратно, но не примут дети. Дочь не узнаёт отца и прячется от него, как от незнакомца, за стул, на котором сидит мать, боязливо сжимая в руке игрушку-медвежонка. Дочка — девочка лет пяти, одета в белое платьишко, в её светлых волосах красные ленты.
Сын-подросток прекрасно помнит расставание родителей и материнские слёзы. В силу возраста, он не способен на быстрое прощение. Он стоит рядом с матерью в пол-оборота, лицо серьёзно, он не смотрит на отца.
Мальчик одет в коричневую рубашку и темные брюки, у него короткие тёмные волосы.
Неизвестно, на какой приём рассчитывал мужчина, но он подавлен. Усевшись прямо на детский столик, он нервно курит, стряхивая пепел на ковёр и кукольный сервиз дочки. За его спиной не распечатанные подарки.
Мужчина одет в длинное кожаное пальто, темные брюки и уличные ботинки.
В период написания эскизов художник многократно менял поведение действующих лиц. Люди то судили друг друга, то впадали в смятение, то встречались с робкой надеждой. В итоге мастер оставил финал открытым, предоставив нам додумать историю самостоятельно.
Сегодня холст украшает коллекцию Третьяковской галереи.
***
Автор описания: Ирина Агафонкова