Немало русских художников 19-го века увлекались темой народной культуры. Но лишь для Васнецова фольклор стал основой большинства полотен. Его картина «Три богатыря» — настоящий шедевр и символ народного искусства. Недаром художник трудился над ней 17 лет!
«… Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде – примечают в поле: нет ли где ворога, не обижают ли кого», — так писал Васнецов другу о сюжете картины. Под серым небом с белыми облаками на переднем плане огромного полотна, почти 3 на 4,5 метра, остановились часовые Родины – богатыри из русских былин.
В центре на чёрном мощном коне сидит реальное историческое лицо – Илья Муромец. Он приложил правую руку ко лбу и вглядывается вдаль: не видно ли врага. На этой же руке висит булатная палица – дубинка с утолщённым и покрытым шипами концом. Слева у Ильи щит и деревянное копьё с металлическим наконечником. Муромец воплощает собой силу и мудрость. Зверская мощь его коня показана деталью: вместо упряжки – цепь.
Слева на полотне Добрыня Никитич вынимает меч из ножен, готовый отразить любую атаку на Русь. У него благородные черты лица, подчеркивающие образованность и культурность. Белый конь под стать хозяину породист.
Справа на картине Алёша Попович, сидя на буром коне, держит лук и колчан со стрелами. В отличие от соратников, Алёша молод и безбород. К седлу приторочены гусли, что выдаёт в Поповиче певца и музыканта.
Боевое облачение художник писал, посещая музеи. Мастерски изображены металлические шлемы, кольчуги, оружие, всё вплоть до пряжек и рукавиц Муромца. Чудесно написаны кони: каждый со своей особой статью.
При всей конкретике образов богатыри воспринимаются как олицетворение добрых сил земли русской. Всадники высятся, будто горы или огромные деревья. Васнецов использует гиперболу и наделяет богатырей качествами исконно русского характера. Так, Илья мудр, нетороплив, опирается на опыт и традиции народа. Воинский дух и доблесть выражается образом Добрыни. Образ Поповича совсем иной. Алёша чуток ко всем проявлениям красоты, созерцателен и поэтичен.
Пасмурный летний день. Богатыри стоят среди жухлой травы на широкой равнине, переходящей в холмы, а у ног их коней растут три малые ёлочки, будто символ преемственности поколений.
Эта картина способна пробудить интерес к истории Родины. Вызвать благодарность ныне живущих к тем, кто защищал Русь-Россию-Советский Союз, не щадя себя. А ещё «Три богатыря» Васнецова напомнят о чуде в жизни Ильи Муромца, до 33-и лет прожившего неходячим, потом исцелённого воина, причисленного к лику святых в 1643 году.
Картина дописана в 1898 году и хранится в Третьяковской галерее.
Автор описания: Наталья Потапова.