Мультфильм «Чудеса техники»

Цветной рисованный мультфильм «Чудеса техники»
На тёмном фоне белыми буквами появляется надпись «Союзмультфильм», её сменяет название мультфильма также белыми буквами – «Чудеса техники».
Залитая солнечным светом комната с большим окном. У стены стоит книжный шкаф, на стене справа от шкафа висит большая карта мира. У окна стоит письменный стол со стулом. К столу придвинуты напольные счёты. Облокотившись на стол, на котором разложены учебники и тетради, и поставив согнутую в колене ногу на стул, стоит светловолосая, с двумя косичками, школьница. Она одета в школьную форму советского образца: коричневое платье и чёрный фартук. Она подсчитывает что-то на счётах и делает записи в тетради на столе. При этом она приговаривает:
— Восемнадцать отнять пять…Так…Прибавить… Ага… Это будет… Восемь. Проверим.
Девочка берёт в руки задачник и перелистывает его в конец, чтобы посмотреть ответ, и вскрикивает:
— Противная задачка!

С улицы раздается окрик:
-Таня! Тань!
Девочка встаёт из-за стола и выбегает на балкон. В руках у неё тетрадка. Она смотрит вниз, на улицу. Там стоит рыжий мальчишка её возраста. Мальчик одет в синий школьный костюм, в руках он держит коричневый портфель.
— Привет, Дим! – кричит мальчишке Таня.
— Давай скорей! Опаздываем! – кричит ей мальчишка в ответ.
— Задача не получается! – Таня указывает на свою тетрадку.
— Эх… Опять не получается… — ворчит Дима. Он достает из своего портфеля тетрадку в сиреневой обложке, вырывает из тетради двойной листочек, складывает из него белого бумажного голубя и запускает его на балкон к Тане.
— Лови! – кричит Дима. – Сегодня играем! Мяч не забудь!
Бумажный голубь кружит чуть выше головы Тани, она пытается его схватить, но у неё не получается. Голубь влетает через открытую дверь в квартиру. Бумажная птица кружит по кухне. А в кухне стоит седовласая статная старушка в очках — бабушка Тани. Она одета в серую юбку, красную кофту и оранжевый фартук. Бабушка размахивает руками и прогоняет бумажную птицу, прикрикивая: «Кыш-кыш!». Бумажный голубь улетает в открытое окно. Тут в кухню вбегает Таня и причитает:
— Бабушка! Бабушка! Там была задача! А ты…
— Не хнычь! Ещё есть время. Сама решишь, — говорит бабушка и достаёт с полки небольшую коробку и высыпает содержимое коробки в ящичек в столе. Надо сказать, в доме Тани совсем не обычная кухня. Нет там плиты или раковины. Зато есть приборная доска с кнопками и рычажками, как, например на космическом корабле.
Таня, понурившись, передразнивает:
— Сама решишь…
А потом девочка садится за стол. А бабушка ее в это время нажимает на кнопочки на кухонной приборной доске. После этого бабушка снимает с себя фартук и выходит из кухни со словами:
— Я ухожу. А ты поторопись. Опоздаешь!
Из ящичка, куда бабушка высыпала содержимое коробки, появляются две механические руки (таких роботов иногда манипуляторами называют). Руки ставят перед Таней прямо на её тетрадку тарелку с блинами и фиолетовую в белый горошек кружку. Таня снимает с тетради и убирает кружку в сторону и в тот же момент робот-манипулятор льёт белую жидкость из баночки с надписью «Сметана» прямо на тетрадь Тани. Девочка ойкает, пытается стряхнуть сметану с тетради и говорит роботу:
— Вредина!
— Приятного аппетита! Приятного аппетита! – говорит робот Тане.
Таня с мячом в руках выбегает из дома. Её уже ждёт Дима. Вместе они под звук школьного звонка бегут к крыльцу школы и забегают внутрь здания. А вот выходят через некоторое время дети уже со стадиона с гордым названием «Пионер». В руках Таня держит чёрно-белый футбольный мяч.
— Здорово ты ему гол засандалила, а? Скажи-ка! – возбужденно говорит Дима Тане.
— Я бы ещё могла, если бы противный вратарь меня за косу не дёрнул! – отвечает Таня. Вдруг девочка замечает впереди ребят, столпившихся у витрины магазина «Школьник».
— Что это? – спрашивает Таня.
— Не знаю, — пожимает плачами Дима.
Дети присоединяются к ребятам у витрины и смотрят, как за стеклом какой-то человек в длинном коричневом плаще поправляет какого-то робота. Самого робота не разглядеть, мужчина в плаще его своей спиной загораживает. А вот рядом за небольшой партой сидит второй робот. На него надет школьный чёрный фартук. Мужчина в плаще выходит из магазина и включает электрический рубильник, который находится на внешней стене здания.
Робот, с которым что-то делал мужчина в плаще, одет в спортивный костюм. Он сидит на велосипеде и крутит педали, а робот-школьница слева от него что-то усердно пишет в тетради, разложенной на парте.
В толпе ребят у витрины магазина стоят Таня и Дима. Дима говорит:
— Во вкалывает… Скажи, Тань?
— Да…- девочка задумчиво поправляет свои светлые волосы свободной рукой.
— Вот бы её домой! Раз-два – и уроки готовы! – мечтает Таня. – А ну подержи! – Таня даёт Диме мяч, который держала в руках, и направляется к мужчине, который рубильник включил.
— А быстрее можно? -спрашивает девочка.
— Можно. Но не нужно, — говорит мужчина и отходит от рубильника. Как только мужчина исчезает за углом, Таня включает рубильник на полную мощность. Робот-спортсмен начинает крутить педали еще быстрее и… Трогается с места! Витрина магазина разбивается, а робот на велосипеде выполняет разные кульбиты уже на улице! Дети бросаются врассыпную от магазина. А робот нагибается, подбирает с земли два школьных портфеля и мяч и уезжает прочь! Дима и Таня бегут от робота по улице и прячутся в серой телефонной будке. После того, как робот проезжает мимо них, дети из будки выходят и отправляются в место, похожее на научную лабораторию. Там двое бородатых мужчин в белых халатах, похоже учёных, работают перед огромным экраном странного вида компьютера. На экране сложные математические формулы. А чуть поодаль от мужчин, в кресле у большого телевизора, сидит бабушка Тани и что-то вяжет.
— Так… Тром Колция… Экзитому на а зэт… И субтилярном бурдомности!
— Нет-нет, коллега! Паппиляр трукает аклюцию! Посмотрите! – учёный указывает рукой на экран.
-Да-да-да-да…. – подтверждает второй.
А к бабушке Тани в это время подъезжает робот, похожий на большое ведро. У робота есть две тонкие руки, а вот ног нет, вместо них четыре маленьких колёсика.
А тем временем двое учёных размахивая руками выходят лаборатории. Они так поглощены обсуждением чего-то, что не замечают, как на выходе один теряет маленькую книжку, а второй – расчёску. Как только дверь за учёными закрывается, бабушка Тани указывает роботу на вещицы, забытые учеными, и робот подъезжает на своих колёсиках к двери, на голове у него отъезжает панелька и робот бросает внутрь себя книжицу и расчёску, ну точно, как мы в обычное ведро мусор бросаем!
Дверь лаборатории снова открывается и внутрь вбегают Таня и Дима. Дети прячутся за креслом, в котором сидит бабушка Тани. Девочка, выглядывая из-за кресла, говорит:
-Привет, бабуля!
— Что случилось? — спрашивает бабушка.
— Она решающий гол забила! – с восхищением сообщает Димка. А Таня в это время горделиво задирает нос. – Скажи, Тань! – при этих словах Димка дёргает Таню за руку.
-Ха! Я бы ещё могла… — начинает девочка.
-Да вратарь тебя за косу дёрнул! – заканчивает за внучку бабушка.
— Правильно! – говорит Таня. Девочка непонимающе оглядывается на Диму, но мальчик только плечами пожимает.
— Только как ты узнала? – обращается к бабушке Таня.
А бабушка вместо ответа включает свой большой телевизор и на экране появляется запись, как Таня в спортивной форме бежит за мячом, а за ней бежит какой-то мальчишка, также, как и Таня, одетый в спортивный костюм. Мальчишка дёргает Таню за косу и мешает ей ударить по мячу.
— А что ещё случилось? – спрашивает бабушка. Таня и Дима стыдливо потупились. И тут Димка, загородив собой Таню, заявляет:
— Ничего! Скажи, Тань! – Дима пихает локтем Таню.
— Вот именно. Скажи, Тань! – говорит бабушка. – А кто двойку получил? – продолжает она.
— Мы… -хором отвечают дети.
— Неужели по телевидению передавали? – спрашивает Таня.
— Зачем? Просто я сама видела, как ваша задача улетела, – смеётся бабушка.
И тут в лабораторию въезжает робот на велосипеде, одной рукой он держит руль, а во второй руке у него два школьных портфеля, а под мышкой еще и футбольный мяч зажат. Вдруг робот с велосипеда падает и подняться уже не может. К нему подъезжает робот-ведро и поднимает руку робота-спортсмена.
— В ремонт его! – командует бабушка.
Робот-ведро забирает сломанного собрата и его велосипед и увозит куда-то за дверь лаборатории.
— Бабуля! Мы домой! – говорит Таня.
— Идите, — отвечает бабушка.
Таня и Дима выходят из здания, над крыльцом которого вывеска «Вычислительный центр». Вдруг Таня резко останавливается. Лицо её становится очень сосредоточенным.
— Чего ты? – спрашивает подругу Димка.
— Есть мысль! – заявляет девочка.
Дети заходят обратно в вычислительный центр. Они незаметно прокрадываются мимо бабушки Тани и прячутся за её кресло. Из-за угла кресла дети наблюдают, как бабушка выключает свой большой телевизор, а потом нажимает какую-то кнопку на роботе, так похожем на ведро, и тот ложится на пол, как будто заснув. После этого бабушка выключает компьютер, за которым работали учёные, говорит: «Ну, кажется, всё!». Бабушка подходит к креслу, чтобы забрать своё вязание, Таня и Дима затаились за креслом, как мышки. И тут! Дима роняет футбольный мяч и тот со стуком выкатывается из-за кресла.
— А ты откуда взялся? – удивляется бабушка, забирает мяч и уходит из лаборатории.
Таня и Дима осторожно вылезают из-за кресла.
— Включай компьютер! – говорит Таня мальчишке.
— Зачем? – спрашивает её Дима.
— Он нам уроки сделает! – сообщает Таня.
— Ура! Вот здорово! – восхищается Дима и идёт включать компьютер.
— Нажимай на кнопки, — говорит Таня.
Дима нажимает на кнопки компьютера. Большой экран на стене включается, и на нём появляется чёрно-белое изображение ракеты, взмывающей ввысь.
— Вот это да! – восторгается Дима. Дети, не отрываясь, смотрят на экран компьютер.
— Здорово, — задумчиво говорит Таня. – Но нам это ни к чему.
— Угу, — подтверждающе кивает головой Димка.
Мальчик нажимает еще какую-то кнопку на компьютере. И тут вся лаборатория заполняется белой пеной!
— Дим, выключай скорей! Скорей выключай! — верещит Таня.
— Ничего не вижу, — из пены, заполнившей всю лабораторию, раздаётся голос Димы.
Тут пена начинает исчезать. И вот лаборатория принимает прежний вид.
Дима прыгает на одной ножке и пытается вытрясти остатки пены из уха, а Таня сидит на коленях на полу рядом с компьютером.
— Эх… Это была пожарная кнопка! – сетует Димка.
И тут дети обращают внимание на растянувшегося на полу робота-ведро.
— Его включи! – указывает на робота Таня. – Может, он знает?
Дима послушно идёт к роботу и включает его.
— Я вам помогу! Я всё знаю! – заявляет оживший робот-ведро.
Робот подъезжает к школьным портфелям и тащит их к компьютеру. Рядом с приборной панелью есть ещё одна – с крышками. Робот открывает самую большую крышку и заявляет:
— Бросайте всё сюда!
Дети послушно вытрясают учебники и тетради в открывшийся люк, подозрительно похожий на мусоропровод, а потом туда же бросают оба портфеля. Робот закрывает дверцу, подъезжает к приборной панели, показывает рукой на какую-то кнопку и говорит:
— Вот ваша кнопка!
Дети смотрят, как по экрану компьютера бегут белые полосы, а потом видят, как из открытой дверцы люка, в который они побросали свои учебники и тетрадки, начинают вылетать бумажные голуби. Точь-в-точь такие, на каком Дима Тане решение задачи пытался отправить. Дима пытается поймать бумажных птиц, но голуби улетают в открытое окно. Таня и Дима бегут к окну, но сделать ничего не могут. А робот закрывает дверцу люка и говорит:
— Это не та кнопка!
— А говорил: «Всё знаю!» — передразнивает робота Таня.
Дети задумчиво смотрят в открытое окно лаборатории. Входит бабушка Тани. Она тихо походит к детям и встаёт у них за спиной. Звучит песня:
В углу за шкафом вдруг нашёл я пыльных,
Давно заброшенных бумажных голубей.
Увидел птиц с задачками на крыльях
И вспомнил детство. Вспомнил о тебе.
Летит бумажный голубь
Из наших детских лет.
Из наших детских лет.
А ты на этом голубе
Всё пишешь мне ответ.
Всё пишешь мне ответ.
Бумажные голуби выстраиваются клином и исчезают в синем небе.
На голубом с белом фоне синими буквами титры. Автор сценария и текста песни Р. Губин, кинорежиссёр Р. Качанов, композитор В. Шаинский. Роли озвучивали: Т. Шатилова, Н. Зорская, О. Громова, Р. Суховерко. Финальные титры: «Конец». Киностудия «Союзмультфильм», 1986 год.
***
Автор описания: Алина Полякова

Ссылка на видео