В классе сельской школы пусто.
Тёмные бревенчатые стены, истоптанный дощатый пол с крупными щелями между половицами.
Перед нами юный русоголовый ученик с глубокими серыми глазами.
Мальчик сидит за партой на крепкой деревянной скамье, подперев лоб ладонью левой руки. Лицо повернуто к нам и, вероятно, в сторону окна, так как ярко освещено дневным светом. У мальчика худощавое лицо овальной формы с нежным выступающим подбородком. Кожа полупрозрачная, чистая и светлая. Тонкие светлые брови и огромные глаза под пышными ресницами. Длинный, но аккуратный нос с округлым кончиком, рельефные тёмно-вишневые губы.
Фигурка мальчишки словно высвечена волшебным лучом. Бледное личико задумчиво: ребёнок размышляет над сочинением, беззвучно шевеля губами.
В правой руке мальчика перо, застывшее над листом белой бумаги, который лежит на покатой столешнице высокой тёмной парты. На листе несколько старательно выведенных неровных строчек.
На мальчике грязная верхняя рубашка в полоску с крупными прорехами на правом рукаве, подмышкой, на боку. Сквозь них видна более новая исподняя красная рубашка. Шаровары в бело-голубую продольную полоску тоже грязные, но без дыр, к ногам толстой бичовкой примотаны берестяные лапти.
Безыскусный, на первый взгляд, сюжет на поверку оказывается глубоким и серьёзным.
Во взгляде умных глаз мальчика можно угадать и совсем не детскую печаль, и тяжелую долю. Но маленький крестьянин увлечён и пытлив. Его стремление к свету знаний сильнее обстоятельств: нищеты, жизни впроголодь, тяжёлого физического труда, бывшего уделом каждого сельского жителя без привязки к возрасту и полу.
Душа любознательного ребёнка, облачённого в рваную полуистлевшую одежонку, чиста, как дождевая капля, и никакая мирская грязь не может к ней пристать.
Проникновенная работа художника явилась очередным поклоном его собственному детству, проведённому в стенах образцовой народной школы Сергея Александровича Рачинского.
Сегодня полотно хранится в Санкт-Петербурге в коллекции Государственного Русского музея.
***
Автор описания: Ирина Агафонкова