Искусство Древнего Египта: скульптура фараона Хасехема

изображение

Скульптура в Древнем Египте делится на монументальную, круглую, рельеф\горельеф и мелкую пластику. Мы уже касались монументальной скульптуры в материалах про Сфинкса в Гизе, про аллею сфинксов Луксорского храма, про статуи Рамзеса Второго все в том же Луксоре. Теперь поговорим о скульптуре круглой. Круглой она называется потому, что ее можно обойти со всех сторон. Однако круглая скульптура Древнего Египта, не смотря на то, что ее можно обойти, рассчитана только на одну точку обзора – фронтальную. Это связано с каноном. Дело в том, что скульптура в Древнем Египте играла ритуальную роль (как, впрочем, и все древнеегипетское искусство). Она располагалась в пирамидах и храмах, и должна была служить опознавательным знаком для души, которая путешествует из загробного мира к месту своего упокоения и обратно. По сходству черт душа фараона могла распознать свое изображение и не потеряться. Таким образом, скульптура превращалась в своего рода фотографию на паспорт. Однако есть еще один тип скульптуры, который применялся при ритуалах, но не заупокойных, а при празднике хеб-сет – празднике, призванным принести долголетие и здоровью фараону. (Во время праздника фараон совершал ритуальный бег по специальному помещению храма с привязанным бычьим хвостом). Перед хеб-сетной статуей совершались мистические обряды, призванные подарить фараону благополучие. Именно к хеб-сетным относится скульптура фараона Хасехема. (По некоторым источникам – отец Джоссера, строителя первой пирамиды). (Скульптура находится в Ашмольском музее Искусств и Археологии, Оксфорд. Есть также другая скульптура Хасехема, которая находится в музее Каира. Но мы будем рассматривать скульптуру из Оксфорда. Однако, стоит заметить, что обе скульптуры очень похожи между собой). Датировка скульптуры относится к самому концу эпохи Раннего Царства, несколько лет до смерти фараона. ( Фараон Хасехем завершил эпоху Раннего Царства, умерев в две тысячи шестьсот сорок восьмом году до нашей эры). Это древнейшая из сохранившихся скульптур Древнего Египта. Время правления Хасехема  – только зарождение будущей мощи Египта, однако основные художественные черты, присущие более поздним памятникам, уже можно проследить в его изображении. Высота скульптуры шестьдесят два сантиметра, материал известняк.

Цвет скульптуры желтовато-розовый. Ракурс фото фронтальный. Фараон сидит на  лаконичном (без украшений, строгом), прямоугольном троне. Спинка трона доходит до середины спины правителя. Спина фараона абсолютно прямая, повторяет вертикальные линии трона, создавая вытянутый вверх прямоугольник. Ноги согнуты в коленях четко под прямым углом. Геометричность всей композиции сразу привлекает внимание. Также привлекают внимание исключительная статичность, а еще – симметрия. Фигура исключительно пропорциональна, все ее части отлично повторяют пропорции человеческого тела, ничего не уменьшено и не преувеличено.
Левая рука фараона лежит на колене, правая рука согнута в локте, держит левую под прямым углом. Однако кисти рук не сохранились, на скульптуре они обломаны.
На фараоне одежда, имеющая вэ образный вырез и запАх у шеи, доходит до колен. На голове – корона Верхнего Египта. Египетские короны не имеют ничего общего с привычными нам европейскими. Например, корона на рассматриваемой скульптуре напоминает длинный, стоящий вертикально колпак, овальный по центру и сужающийся кверху.
В более поздних изображениях фараонов будет встречаться ритуальная борода (вытянутая и узкая, привязывалась к подбородку за тесемочки). У Хасехема такой бороды нет, подбородок гладкий.
Внизу, на основании трона, присутствуют иероглифы. Они рассказывают о победе фараона над Нижним Египтом. (Именно Хасехем объединил страну в одно целое,  победив во множестве кровопролитных войн). Однако эти иероглифы не слишком заметны и не привлекают к себе внимания.
Что касается портретного сходства и реалистичности изображения, то здесь ситуация двоякая. С одной стороны, бесспорно, портретное сходство и реалистичность есть. Это обусловлено особенностями культового значения скульптуры. С другой – лицо настолько статичное, застывшее, не живое, что это сразу обращает на себя внимание. Ни одна мышца лица не колыхнется. И в этом уже проявляется египетский канон, который получит развитие в более поздние эпохи – канон лиц, застывших для вечности. Да и сама поза фараона, которую мы описывали выше, как статичную, уже говорит о зачатках этого канона.
Уши у фараона сильно оттопырены. Нос у скульптуры отбит. Привлекают внимание губы – они достаточно пухлые. Очень четко подчёркнуты брови. Они тонкие и находятся низко над глазами. Глаза большие, без зрачков. Форма лица прямоугольная, контур лица мягкий, подбородок мягкий, не волевой. Плечи широкие, покатые.
Музейный фон, на котором расположена скульптура, темно-зеленый. Источник света поставлен так, что скульптура отбрасывает тень налево и назад.
***
Автор описания: Елена Ланикина