Графская пристань, Севастополь

изображение

графская пристань 1

графская пристань 2

графская пристань 3

графская пристань с моря 1В каждом городе есть свой маленький «исторический пятачок»: место, пережившее все эпохи городской истории, видевшее и горе, и радость, и значительные события, и обычных людей. У Севастополя тоже есть такое место — это Графская пристань.
На фотографии — Южная бухта. Солнечный день, тихо плещется море. Из воды как-будто вырастают гранитные ступени, ведущие к белоснежной каменной колоннаде. По сторонам лестничных маршей, за подпорными стенками раскинулись деревья. Это и есть Графская пристань.
Но первоначальный ее вид был совсем другим. Графская пристань была заложена 3 июня 1783 года. Между прочим, именно этот день считается датой основания Севастополя: тогда, наряду с пристанью под руководством контр-адмирала Фомы Фомича Макензи были заложены дом командующего Севастопольской эскадрой, часовня и кузница в Адмиралтействе.
Изначально пристань была построена как деревянный шлюпочный причал, но во время подготовки к визиту в город Екатерины II в 1797 году ступени сделали каменными, а пристань назвали «Екатерининской». Но это официальное название в итоге так и не прижилось, равно как не закрепилось за пристанью советское наименование — «III Интернационала». И до революции 1917 года, и после распада СССР жители Севастополя именовали пристань «Графской». Этим «народным» названием пристань обязана графу Марко Войновичу. Он командовал Севастопольской эскадрой в 1786-1790 гг. и очень любил причаливать в этом месте, приезжая со своего хутора.
Свой нынешний облик Графская пристань обрела в первой половине XIX века благодаря стараниям командующего Черноморским флотом и военного губернатора Севастополя Михаила Петровича Лазарева. Лазарев хотел, чтобы пристань стала парадным причалом военного порта. Так в итоге и получилось.
Строительство новой пристани завершилось в 1846 году. Несмотря на неоднократные разрушения и в годы Крымской, и в годы Великой Отечественной войны, Графская пристань почти полностью сохранила свой «лазаревский» облик.
Проект пристани был выполнен военным инженером Джоном Уптоном. Обратим внимание на его главное сооружение — колоннаду, которая служит парадным входом в город. Колоннаду образуют два ряда дорических колонн (по шесть в каждом ряду). Дорический ордер, простой и мужественный, воплощающий собой силу и мощь, как нельзя лучше соответствует образу военного города-порта. Простые колонны, украшенные только продольным желобками поддерживают строго оформленный фриз (перекрытие). Над фризом располагается небольшая декоративная стенка, на которой обозначена дата постройки — 1846.
По обе стороны от колонн расположены два небольших павильона с нишами, в которых были установлены мраморные статуи античных богов итальянского скульптора Фернандо Пеличчио. Изначально статуй было четыре, но сохранились только две. Сейчас их можно увидеть со стороны моря.
Пеличчио выполнил и скульптуры лежащих мраморных львов, которые завершают ансамбль лестницы у спуска к морю и охраняют пристань.
Графская пристань многое значила для города. В периоды мирной жизни она была любимым местом прогулок горожан (и остается такой и по сей день). Но пристань была свидетелем и трагических событий российской истории. Во время Крымской войны через Графскую пристань происходило снабжение всех бастионов боеприпасами продовольствием. Отсюда в 1920 году, узнав о приближении Красной армии отправились в эмиграцию 150 000 человек. 9 мая 1944 именно над Графской пристанью моряки-черноморцы водрузили военно-морской флаг в знак освобождения города от немецких войск.
А сегодня Графская пристань — еще и волшебное место. Говорят, если положить ладонь в рот одному из мраморных львов и загадать желание, то оно непременно сбудется.