На картине изображён стол художника у темной стены, на котором в кажущемся беспорядке разбросаны вещи – атрибуты искусства. В центре композиции гипсовая статуэтка бога Меркурия работы Жана-Батиста Пигаля. присев на камне, бог склонился к левой ноге и завязывает сандалию. Эта статуэтка символизирует скульптуру так же, как и медный сосуд с чеканными украшениями, изображенный рядом. Искусство живописи представлено левее палитрой с кистями, лежащими сверху на деревянном ящике для красок. Архитектура – небрежно брошенными чертежами, бумажными свитками и синим футляром готовальни, откуда выглядывают сверкающие холодным блеском инструменты чертежника. Слева, на краю стола лежит орденский крест на синей ленте, монеты и медали – это награды, которых художник удостоился в результате своего творческого труда. У левого края холста стоят две потёртые книги.
Композиция картины развёрнута горизонтально, и, несмотря на кажущийся хаос, она составлена в четком порядке. Размещение предметов ритмично и тщательно продумано, здесь нет случайных вещей – только те, что призваны помогать человеку в его творческой деятельности.
Фактура различных поверхностей: холодная гладкость гипса, легкая шершавость примятой бумаги, мягкая теплота дерева, блеск металла – передача всего этого у Шардена настолько виртуозна, что рождает у зрителя иллюзию тактильного прикосновения.