Кацусика Хокусай — «Большая волна в Канагаве»

изображение

Картина «Большая волна в Канагаве», также известна как «Большая волна» или просто «Волна». Художник — Кацусика Хокусай. Она была представлена публике между 1829 и 1833 годами в конце эпохи Эдо в качестве первой гравюры из серии «Тридцать шесть видов Фудзи».

Картина прямоугольная, вытянута по горизонтали, около 25 см в высоту и 38 см в ширину. На ней изображено бушующее море, три лодки, попавшие в шторм, и гора. В верхнем левом углу название серии: «Фугаку сандзюроккэй Канагава оки нами-ура», что переводится как «Тридцать шесть видов горы Фудзи. Большая волна в Канагаве». Слева подпись художника: Хокусай аратаме Иицу хицу («Хокусай, изменивший имя на Иицу»).

Хокусай использовал технику ксилографии. Суть её состоит в том, что сначала художник выполняет оригинал рисунка с помощью кисти на тонкой полупрозрачной бумаге. Затем гравировщик наклеивает его на отполированную деревянную доску и прорезает рельефы. Каждому цвету соответствует свой собственный рельеф. В то время цвета получали из натуральных красителей, разбавленных водой. Дальше уже печатник наносит на доску краску и каплю рисового клея, прикладывает мокрый лист бумаги и протирает его с обратной стороны при помощи барена – плоского ручного инструмента, похожего на диск, обернутого в сухие бамбуковые листья. Потом он меняет доску и наносит другие краски, от светлых до темных. Скорее всего, “Волна” печаталась в 8 этапов.
Жанр картины — укиё-э. «укиё» дословно переводится как «плывущий мир» и является омофоном буддийского термина «мир скорби».
Оригинальные оттиски гравюры находятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Британском музее в Лондоне, Чикагском институте искусств, Музее искусств округа Лос-Анджелес, Национальной галерее Виктории в Мельбурне и во многих других коллекциях.

Мы стоим прямо перед картиной. На переднем плане внизу изображен фрагмент волны. Немного дальше и левее поднимается еще одна пенная волна. Она гораздо выше, чем первая. На заднем плане, почти в центре картины, можно увидеть национальный символ Японии, гору Фудзи, на фоне грозового неба и розовых облаков. Гора из-за заснеженной вершины похожа на очередную волну. Изображение создается изгибами, поэтому нам кажется, будто вода движется.

Прежде всего, наше внимание привлекает гигантская волна. Она похожа на развернутую спираль. Ее центр совпадает с центром гравюры. Размер волны — широко раскрытая ладонь взрослого человека. Волна контрастирует с пустотой неба. Они проникают друг в друга как инь-ян. Гребень огромной волны образует множество брызг и изгибов, повторяющих форму большой волны. Такие изображения в современной науке называются фрактальными и являются своего рода иллюстрацией бесконечности. Хокусай рисовал тремя оттенками синего цвета, используя Берлинскую лазурь.

Также мы видим три желтые узкие длинные лодки. Они служили для перевозки овощей и рыбы в столицу Японии. В каждой лодке по восемь гребцов, которые держатся за вёсла. А вот и еще двое пассажиров на двух лодках, плывущих позади первой. Длина лодок составляет около 12-15 метров. Получается, что высота большей волны около 10-12 метров.

Хокусай выбирает уникальный момент – волна увеличивается, поднимается и замирает, словно прячась перед стремительным броском. Кроме того, художник усиливает напряжение при помощи деталей. Силуэт огромной волны похож на гигантского дракона. Брызги пены превращаются в клювы хищных птиц, в руки с крючковатыми пальцами, в клыки и острые когти.
Согласно японской традиции, картину нужно осматривать справа налево. Таким образом, лодки движутся вперед и внедряются в волну. Люди будто почтительно кланяются стихии. Это происходит потому, что для японца, в отличие от европейца, истинная природа реальности не двойственна, в ней нет противоположностей.

Автор описания: Надежда Ким