Искусство Древней Руси: Юрьев монастырь в Великом Новгороде

изображение

Юрьев монастырь был построен в тысяча тридцатых годах Ярославом Мудрым. Дело в том, что в крещении он носил имя Георгий, по-русски – Юрий. Вот он и построил монастырь в честь своего небесного покровителя. Монастырь расположен у самого истока реки Волхов, близ озера Ильмень, в пяти километрах от современного Новгорода.

Изначально и монастырь, и его главный храм при Ярославе Мудром были деревянными.  Эти деревянные постройки до нас не дошли. И лишь Мстислав Великий (сын Владимира Мономаха) в тысяча сто девятнадцатом году заложит каменный Георгиевский собор. Этот собор уступал по размерам только Софии Новгородской. Интересно, что история сохранила для нас имя зодчего, построившего его – Петр. Ранее указания на личность строителей церковных сооружений в летописях не встречалось.
В XII-начале XIII века в монастыре были похоронены представители новгородской знати.
Колокольня появилась в середине девятнадцатого века. Автором её стал известный архитектор Карл Росси. Большинство построек современного монастыря относятся именно к девятнадцатому веку.
Сегодня монастырь принадлежит РПЦ, в нем живет община, а в его храмах ведутся службы.
Фото снято сверху, с высоты птичьего полета. Небо затянуто белыми тучками. По центру кадра расположен сам монастырь. За ним расположилась река Волхов и в правом верхнем углу – озеро Ильмень. Самый задний план – поля за рекой. Справа от монастыря много деревьев. Цвет листвы слегка пожелтевший – ранняя осень. Слева от монастыря тоже присутствуют деревья, но их гораздо меньше.
Главный вход в монастырь – через колокольню. Рядом со входом, с колокольней, расположилось несколько машин. Справа, на углу монастырской стены, стоят два туристических автобуса.
Колокольня, выстроенная в девятнадцатом веке, не имеет ничего общего с древнерусским зодчеством, однако она великолепно украшает весь ансамбль. У нее четыре яруса и золотой купол.
Стены окружают монастырь со всех сторон, они очень толстые, скромные и белоснежные. В стенах расположены бойницы, также они покрыты кровлей. В левой части ансамбля кровля белая, на переднем плане – синея. А на правом углу – коричневая. Затем, справа – снова белая.
На углу стены справа расположен небольшой храм с одним куполом. Цвет купола – серебряный. На углу стены слева расположен довольно большой храм с пятью куполами. Цвет куполов – темно-синий, с золотыми звездочками. В глубине кадра, на самом дальнем от нас углу стены, также расположилась небольшая церквушка.
Левая часть монастыря практически свободна от построек, за исключением, видимо, служебных помещений, но не больших, вдоль стены. А также – крупного собора. Цвет его куполов – серебряный. На фото этот собор затянут строительной сеткой, судя по всему, там идут реставрационные работы. Но большинство этой территории слева представляет собой газон из зеленой травы. Справа же имеются существенные по размеру постройки, видимо, также служебные. Они выстроились в одну линию от входа вглубь территории. На этой линии построек стоит еще один пятиглавый храм. Цвет куполов серебреный Задняя часть территории полностью свободна, на ней расположился зеленый газон.
Все постройки, равно как и стены, белоснежные. (Однако этот белоснежный цвет появится позже – изначально в новгородской земле все строили из красного кирпича и бежевого камня. Их чередовали при кладке, и получались стены, будто бы украшенные разноцветными полосами).
Общее впечатление от ансамбля – сдержанная, суровая и лаконичная красота. От фото так и веет спокойствием, мощью и силой. И кажется, что вот-вот зазвонят колокола, и этот звон разольется вокруг, как воды реки Волхов….

***
Автор описания: Елена Ланикина