Искусство Древней Руси: Георгиевский собор Юрьева монастыря

изображение

Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря, было начато в тысяча сто девятнадцатом году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав Первый Владимирович – один из сыновей знаменитого Владимира Мономаха.  Известно имя строителя собора — мастер Пётр. В средневековой Руси знать имя зодчего – большая редкость. Более того – имя зодчего Петра это первый прецедент такого рода. Собор строился одиннадцать лет. От фресок, которыми он был расписан, практически ничего не сохранилось – они были полностью «поновлены» в девятнадцатом веке. На сегодняшний день остались только фрагменты фресок в пространстве под куполом башни, где была организована маленькая церковь для монашеской молитвы (на северо–западе здания). Тогда же в девятнадцатом веке был установлен семи ярусный иконостас, в который входили древнейшие иконы, в том числе двенадцатого века.

Собор пострадал и в революцию, и во время Великой Отечественной Войны. Однако уже в пятидесятых годах двадцатого века собор выведен из плачевного состояния коллективом реставраторов, искренне радеющих за сохранение древней святыни. Возвращен церкви собор только в тысяча девятьсот девяносто первом году. В отличие от внутреннего убранства изначальный внешний облик собора практически полностью сохранился (в ходе реставраций в двадцатом веке были убраны все его многочисленные пристройки, построенные в различное время). В домонгольское время храм стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. В соборе погребены сыновья Ярослава Мудрого и брат Александра Невского.

Что интересно – у собора три главы. Одна центральная, другая венчает уединенный монашеский предел в башне, а последняя уравновешивает вторую композиционно. Длина собора двадцать семь метров, ширина восемнадцать с половиной метра, высота —    тридцать два метра. Это самый большой собор Юрьева монастыря и второй по величине во всем Новгороде Великом – по высоте его превосходит только София Новгородская. У собора три апсиды (Апсида — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане).

На фото летнее время года – зелёные трава и деревья позади собора. Небо затянуто тучами. Центральную площадь фотографии занимает сам собор. В кадре все  три его купола – два купола на переднем плане, один — на заднем. Центральный купол расположен над центром собора, второй на переднем плане – над башней, которая повторяет архитектуру собора, однако чуть выступает вперед. (Высота у башни такая же, как и у собора – различие в глубине, повторимся – башня выступает вперед). И третий купол, который чуть – чуть виднеется за вторым. Цвет у куполов серебристый. В барабанах, на которых установлены купола, имеются вытянутые полукруглые окна. Сам собор лаконичный и строгий, лишен украшений – это суровая северная красота, воплощённая в камне мощь. Слева – три апсиды собора. Они высокие, чуть ниже основной крыши. В апсидах три яруса довольно узких, вытянутых вверх, полукруглых окон. Некоторые из них заделаны камнем и побелены, как и весь собор. По центру расположены ворота, но сложно сказать, это основные ворота для входа в храм, или дополнительные. Квадратное пространство вокруг ворот каменное, не покрыто побелкой, как сам собор. Сами ворота небольшие, темно-серые, перекрыты черной железной сеткой. На повернутой к нам стене собора и башни неглубокие полукруглые углубления практически на всю высоту конструкции. Окна находятся внутри углублений. Также, как и окна в апсидах, они имеют три яруса. (Но два яруса над воротами). На башне фронтально и сбоку имеется круглые углубления, всего две штуки.

Собор прост и величественен, его красота в суровой простоте. Северная земля не богата на украшения. Здесь все просто и четко, как устремленные вверх белоснежные стены древней святыни.

***

Автор описания: Елена Ланикина