Искусство Древней Руси: Золотые ворота во Владимире

изображение

Золотые ворота построены в тысяча сто шестьдесят четвертом году Андреем Боголюбским. Это эпоха удельной раздробленности на Руси. Отец Андрея, Юрий Долгорукий, мечтал о Киевском престоле, и даже несколько раз занимал его. Именно отсюда он получил свое прозвище. Но Андрей, его сын, не питал любви к этому городу. На его взгляд, там была слишком сильна боярская коалиция, которая во многом ограничивала князя. Он же стремился практически к абсолютной власти. Поэтому он не просто возвращается в свое родовое княжество – Ростово-Суздальскую землю, но и строит совершенно новый город – Владимир. Этот город должен стать центром нового правления. Во многом это напоминает строительство Петербурга Петром Первым. Однако, пусть город и новый, необходимо подчеркнуть его преемственность от предыдущего властного центра. Поэтому во Владимире, так же, как и в Киеве, устанавливаются Золотые Ворота. Киевские же Золотые ворота восходят корнями к Константинопольским. А те, Константинопольские, в свою очередь, к Иерусалимским. Они стояли на той дороге, что вела к Храму Соломона. Поэтому преемственность в символике очень жесткая. Назначение ворот было двойным – первое оборонительное, второе – они выступали как триумфальная арка.

Во время правления Андрея Боголюбского город опоясывался протяжённым валом и имел пять входных ворот (Золотые, Медные, Иринины, Серебряные и Волжские), а также внутренние ворота, соединявшие между собой части города — Ивановские и Торговые. До наших дней дошли лишь Золотые ворота.
Есть легенда, что в конце работ, когда леса уже были разобраны, своды ворот рухнули и придавили 12 рабочих. Все посчитали, что люди раздавлены насмерть. Андрей Боголюбский приказал принести икону Божией Матери и обратился к небесной покровительнице с просьбой пощадить несчастных. Когда завал расчистили, то нашли всех живыми и невредимыми. В благодарность Андрей Боголюбский велел построить над Золотыми воротами белокаменную часовню Положения риз Богоматери. А вот достраивали памятник после этой истории с обрушением уже итальянские мастера, прибывшие от императора Священной Римской империи Фридриха Первого Барбароссы.
Створки ворот были покрыты листами золоченой меди, которая блестела на Солнце и поражала современников. Главная загадка — пропажа знаменитых золоченых створок. Их сняли и спрятали горожане, не желая, чтобы ценные реликвии достались захватническим войскам монголо-татар во время их нашествия в тысяча двести тридцать восьмом году. Вопрос заключается в том, куда же они спрятали двери, которые спустя столетия никто не смог найти. Есть версия, что горожане утопили их в Клязьме. В пользу нее говорит и интерес японцев к реке, который был проявлен в тысяча девятьсот семидесятых  годах. Они предложили руководству СССР расширить русло Клязьмы и очистить дно от мусора, но в качестве вознаграждения просили разрешения забрать все найденное. Не исключено, что японцы хотели найти именно утерянную реликвию. Впрочем, власти им отказали.
Высота арки достигала четырнадцати метров. Вверху была расположена площадка, имеющая зубчатые стены в виде бойниц. В центре этой площадки была возведена надвратная белокаменная церковь Положения риз Богоматери. В середине тысяча девятьсот девяностых годов над аркой ворот были помещены, как и в былые времена, иконы: Божьей Матери — с востока, Христа Спасителя — с запада. Сегодня в Золотых воротах расположен музей.
По мнению некоторых исследователей, владимирские Золотые ворота не имели аналогов в средневековой Европе; архитектура европейского Средневековья знала лишь чисто крепостные башенные сооружения, в то время как Золотые ворота во Владимире, помимо оборонительных функций, выполняли роль парадного въезда в город и служили непосредственно религиозному назначению — в них находилась действующая Ризположенская церковь.
Золотые ворота стоят на трассе, ведущей из центра Владимира на Москву, в этом месте дорога огибает ворота слева и справа. Проход через арку Золотых ворот свободный, какие-либо заграждения отсутствуют. Известны случаи, когда через арку проезжали на автомобилях лихачи, либо водители, не справившиеся с управлением. Руководство музея-заповедника отрицательно относится к идее установки каких-либо дополнительных заграждений, поскольку это нарушило бы архитектурный облик памятника. Выдвигалась идея переместить ворота, чтобы спрямить автомобильную дорогу, но она не получила поддержки. Также   у ворот часто фотографируются не только туристы, но и молодожены.
На фото солнечный зимний день. Перед Воротами лежит снег, также снег на крышах соседних домов. Яркое синее безоблачное небо. Ворота занимают практически весь кадр, особенно его центральную часть. Справа спрятался небольшой желтый особнячок века девятнадцатого, а также – троллейбус. Слева также невысокие желтые постройки и раскидистое голое дерево.
Сооружение белоснежное, представляет собой куб в основе. В центре этого куба расположена арка. По бокам – две укрепленные мощные, массивные полукруглые башни. Их высота – примерно две третьих куба. В каждой башне по деревянной коричневой большой двери, они закрыты. Над дверями в башнях расположены маленькие полукруглые окошки, они действующие. Слева и справа от дверей и открытых окошек расположились еще одни окна – также полукруглые, но более вытянутые и большие. Они заделаны. (Здесь и далее все окна и бойницы заделаны белоснежным камнем, таким же, как масса самой постройки). Наверху башен бойницы, но они тоже заделаны. Ниже бойниц расположены полукруглые окошки, но заделаны и они.
Вверху куба, непосредственно над аркой ворот, расположилось изображение Христа. Слева и справа от изображения по два окошка – действующие, маленькие, квадратные.
Наверху куба, венчая его, расположился также кубический объем церкви. В церкви, непосредственно над изображением Христа, имеется окно. Оно большое и округлое в верхней части. Окна слева и справа от этого действующего окна заделаны. Все окна, которые заделаны в сооружении, заделаны белым камнем, который сливается с основной белокаменной массой здания. Венчает церковь барабан с золотым куполом и крестом. В барабане есть окна, они действующие, узкие, вытянутые вверх, в завершении имеющие форму треугольника.
Общее впечатление, которое оставляет сооружение: мощь и красота, белоснежная сила. Не стоит забывать, что Андрей Боголюбский хотел укрепить и прославить новый город, и это ему удалось благодаря уникальным архитектурным памятникам, которые он создал, в том числе и Золотым воротам.

Источники:
Золотые ворота Владимира
Золоченые створки из Владимира: где тайник величия и богатства?

***

Автор описания: Елена Ланикина