Об истории этого храма мы уже рассказывали. Главное, что стоит подчеркнуть – храм был перестроен в семнадцатом веке в стиле украинского барокко. Поэтому его современный внешний вид разительно отличается от первоначального, каким он был создан в двенадцатом веке при Ярославе Мудром. Перейдём непосредственно к описанию.
На фото ясный солнечный день, небо голубое с белыми облаками. Слева видны зеленые кусты. В правой части кадра высокое раскидистое дерево. Также справа фонарь и небольшая группа туристов.
Храм сфотографирован с задней стороны, так как мы видим пять его апсид (Апсида – полукруглая пристройка в алтарной части церкви). Храм снят фронтально – ракурс прямой, не сбоку.
Центральная апсида самая высокая. Слева и справа апсиды по высоте подобны симметричной лесенке – самые крайние справа и слева – самые низкие. Цвет стен белый, однако, по центру всех пяти апсид присутствует каменная кладка, коричневого, а не белого цвета. Она напоминает нам о первоначальном облике. Центральная апсида разделена на секторы, которые выступают рёбрами. Остальные четыре апсиды полукруглые, без ребер.
Апсиды, как бы, поделены на три яруса. В каждом из них присутствуют окошки. В верхнем ярусе: в центральной апсиде по одному окошку на каждый сектор, во всех остальных – по три окошка симметрично на всей плоскости полукруга. Это расположение повторяется на оставшихся двух ярусах. Большинство окошек ложные, заложены камнем (или представляют собой углубление в белой стене). Действующие окошки – только нижние на всех пяти апсидах. Цвет кровли апсид – травяной зелёный.
Над каждой апсидой возвышается подкупольный барабан. Барабаны не круглые, но с рёбрами. Над центральной апсидой расположился главный из них. Он выделяется своей шириной и высотой. Над апсидами справа и слева барабаны поменьше, они довольно вытянуты вверх. Над самыми крайними апсидами барабаны невысокие, приземистые. Во всех барабанах имеются окошки, вытянутые вверх, полукруглые в верхней части. Во всех барабанах они действующие.
Цвет куполов такой же, как у апсид – насыщенный травяной зелёный. Однако, центральный купол, расположенной над верхней апсидой, золотой. Интересна сама конструкция куполов – они не круглые, а разделены на сектора. Завершение не узкое, а сделано так, что над каждым куполом там, где по идеи должен быть крест, возвышается небольшой золотой цилиндр. И только на самом этом цилиндре – маленький, миниатюрный купол с крестом. Это именно так для купола над центральной апсидой и над куполами над самыми маленькими, крайними апсидами. Что же касается куполов, расположенных над апсидами, которые непосредственно примыкают к центральной, то там верхняя часть, на которой крепится крест, имеет форму вытянутого вверх шатра. И закреплен на ней совсем не крест, как можно было бы ожидать, а золотая звёздочка.
По бокам от основного объема храма, который мы уже описали, имеются квадратные пристройки. Пристройка справа закрыта деревом, но можно подметить в ней еще одну пристройку (пристройка к пристройке), уже не с боку от объёма, а выступающую вперёд, с покатой крышей. Цвет крыши, как и везде в храме, за исключением центрального купола, насыщенно-зелёный. Также к самой нижней апсиде справа примыкает небольшое полукруглое сооружение с треугольной крышей того же цвета, что и все остальные кровли в храме. Это сооружение можно было бы по форме назвать апсидой, но для апсиды оно слишком низкое. Над этим сооружением имеется действующее окно. Слева, у самой низкой апсиды, имеется такое же сооружение, однако, оно почти полностью закрыто кустом.
Дерево закрывает нам восприятие ещё одного купола и подкупольного барабана, который возвышается в правой части всей постройки. Считывается только золотой купол. Причём золотой только самый верхней, маленький купол, расположенный на золотом же цилиндре. Купол, который поделен на сектора и является основой этой конструкции – зелёный.
А вот слева купол с подкупольным барабаном на фото отлично виден. Подкупольный барабан не круглый, а разделен на грани. В каждой грани – по действующему окошку. Сам купол, также, как и остальные, поделён на грани, зелёный. Над ним золочёный цилиндр, и уже на нём – маленький золотой купол с крестом. От купольного барабана вниз идет покатая крыша все того же зелёного цвета.
Сама левая пристройка разделена на два яруса – верхний и нижний. Между ними – тонкая полоска крыши. По центру они разделены на левую и правую часть колоннами, выступающими из здания. Нижний ярус закрыт кустом. В верхнем ярусе по бокам от колонн расположились окошки: справа – небольшое и более вытянутое вверх– слева. То окошко, что справа, украшено каменными наличниками. В самой левой части пристройки, над ней, расположились два архитектурных элемента, напоминающие домик с треугольной крышей. Самый левый, на самом краю крыши, совсем крошечный. Треугольную крышу венчает золотая звезда. Тот домик, что правее, чуть больше. По центру в нем расположен выступающий контур круга, такой же белый, как и всё здание. И также на самом левом углу пристройки имеется выступающий вперёд объём, который напоминает просто толстую широкую стену. На нём покатая крыша, которая спускается под наклоном сверху вниз, цвет зелёный.
Если говорить об общем впечатлении от храма, то это, в первую очередь, симметрия. Также видна первоначальная кладка, что весьма интересно. Нужно помнить, что это первый на Руси храм такого масштаба, который пройдя века и десятки перестроек и поновлений, продолжает радовать нас своей красотой и величием.
***
Автор описания: Елена Ланикина