Рисованный цветной мультфильм «Так сойдет!».
На красном фоне по центру экрана белыми буквами в тишине появляется надпись: КИНОСТУДИЯ.
Затем на каждый музыкальный аккорд в три строки по центру экрана появляется название киностудии:
СОЮЗ
МУЛЬТ
ФИЛЬМ
Красный фон сменяется белым, и на 4-м и 5-м аккордах желтыми буквами появляется название мультфильма: «Так сойдет!».
Из середины строки на заглавную букву «Т» падает маленькая зеленая панама с фиолетовой лентой посередине, и в центр экрана вылетает Сорока. Ее головка и длинный хвост, спинка и крылья — синего цвета, животик — белый. Под музыкальное вступление Сорока прыгает по буквам, хватает крылом головной убор, нахлобучивает его себе на голову, пристраивает в панаму перышко, и с важным видом дефилирует по буквам. Те внезапно рассыпаются, и Сорока шлепается вниз, а секунду спустя ей на глаза падает ее же панама.
На белом, расчерченном в клетку фоне, красными буквами появляются титры. Поправив панаму, раскрыв клюв и задрав голову вверх, Сорока рассматривает их:
Автор сценария
Л. Зубкова
Режиссер
Ю. Прытков
Красные буквы сменяются оранжевыми:
Художник-постановщик:
Т. Сазонова
Композитор:
Е. Птичкин
Сорока пробегает в левую часть экрана, перед фамилией композитора сажает маленькую птичку на букву «Е» и убегает, а птичка высоко подпрыгивает и заливается свистом.
Оранжевые буквы титров сменяются желтыми:
Оператор:
С. Кощеева
Звукооператор:
Б. Фильчиков
Далее зелеными буквами:
Художники-мультипликаторы:
А. Панов
В. Лихачев
М. Восканьянц
Голубыми буквами:
Художники-мультипликаторы:
Г. Золотовская
Т. Померанцева
А. Абаренов
В. Арбеков
Синими буквами:
Роли озвучивали:
Л. Лобанов
З. Нарышкина
В. Ларионов
И. Карташева
А. Папанов
Фиолетовыми буквами:
Редактор:
Т. Папорова
Директор картины:
Л. Бутырина
Киностудия «Союзмультфильм» 1981 г.
Внизу экрана снова появляется бодро идущая Сорока. Фиолетовые буквы титров разлетаются по всему экрану, Сорока взлетает и со словами: — Ой, мамочка! Ой, ой, ой! – несколько секунд мечется из стороны в сторону.
Звучит музыка.
Сорока присаживается на ветку рябины. Спрыгнув чуть пониже, она смотрит вниз. Там, в окружении маленьких елочек, стоит небольшой, в одно окошко, домик с желтыми стенами и оранжевой, еще не полностью покрытой черепицей крышей. На поляне перед домом — Ёж. На нем светлая куртка, коричневые штаны и серый фартук, на носу – очки. Он с трудом тащит огромную фиолетовую корзину, наполненную черепицей.
— О-о-о-х! – остановившись, Еж тяжело вздыхает, и снова тянет корзину на себя.
Сорока спрыгивает на крышу и махнув лапой, здоровается с Ежом:
— Привет, старина! Все строишь?
Остановившись, и устало всплеснув лапами, Еж отвечает:
— Ох, видишь ли, Сорока, на крышу сил уже не хватает!
— Помощник нужен тебе! – сделав несколько шагов по крыше, советует ему Сорока.
Звучит песня.
Услышав: — Я — такой прекрасный мастер! — Еж и Сорока, раскрыв рты от удивления, смотрят в ту сторону, откуда она раздается.
На дороге, пританцовывая вдоль домов и яблонь, появляется Заяц. Он одет в голубые джинсы и джинсовую курточку, в вороте которой виднеется малиновая футболка, на голове – джинсовая кепка, в лапах – черный портфель-дипломат. Подпрыгивая, Заяц продолжает петь:
— Вы поверьте — я не лгу!
Приостановившись у скамейки, Заяц задорно барабанит лапами по дипломату, а затем, подбросив его вверх и тут же ловко поймав, продолжает петь, весело подскакивая, размахивая лапами и пританцовывая:
— Все рвут меня на части,
Я любому помогу!
Приблизившись к забору возле дома, Ёж и Сорока с удивлением слушают Зайца.
— Не ведаю, не ведаю я скуки,
Я — заяц, бум-бара-бум,
Я — весельчак,
Я — мастер, да я — мастер на все руки,
На все дела мастак!
Заяц вскакивает на пенек, барабанит по дипломату, и ловко спрыгнув на землю, выпрямляется, гордо подбоченившись.
— А, здрасьте! — увидев Ежа и Сороку, Заяц снимает кепку и кланяется.
— Уважаемый мастер, э-э-э! – стоя за забором, Еж с почтением обращается к Зайцу, а Сорока, взмахнув крыльями в сторону дома, добавляет: — Не смогли бы вы уложить черепицу на крыше?
— Что?! – подскочив от радости, Заяц подкидывает портфель высоко вверх, и, поймав его, одним прыжком оказывается у калитки: — Черепицу?!
Распахнув калитку ногой, он уточняет: — Да это же мое самое любимое дело!
Звучит веселая музыка.
Заяц закатывает рукава, надевает фартук, и, ловко водрузив корзину с черепицей себе на голову, начинает быстро подниматься по приставленной лестнице на крышу дома. Еж, спрятав лапы за
спину, наблюдает за мастером.
— Ой! Ха-ха-ха-ха! — Под тяжестью корзины Заяц чуть подается назад, но, сбалансировав, выпрямляется, и продолжает подъем. Встав на недоделанный ряд черепицы, он ставит корзину перед собой, и взяв черепицу из корзины… разбрасывает ее по крыше как придется!
Сорока, подлетев к трубе и усевшись на нее, ошарашенно крутит головой из стороны в сторону, наблюдая за его работой.
Музыка заканчивается, а на крыше, вкривь и вкось, лежит новая черепица!
Среди белых цветущих кустов стоит аккуратный белоснежный домик с зеленой крышей и резными наличниками. Перед крыльцом — яблоня с прислоненной к ней метлой. Рядом, на полянке перед домом – накрытый белой клетчатой скатертью стол. На нем стоит большой самовар с голубым в синий горох заварочным чайником сверху, рядом — такие же две чашки. Звучит песня:
— Летят утки,
Да два гуся.
Из раскрытой двери дома выходит Лиса в голубом платье и белом с рюшечками переднике. Перед собой на блюде она несет круглый пирог.
— Эх, кого люблю,
Не дождуся!
Напевая, Лиса подходит к столу, и, взмахнув ресницами, ставит на стол дымящийся пирог.
Звенят колокольчики.
Вокруг распространяется аромат пирога и достигает Сороки, сидящей на трубе дома Ежа. Прикрыв глаза, она с наслаждением вдыхает аромат свежей выпечки: — А запахи-то! Запахи-то какие! Ой, ой! – и, взмахнув крыльями, улетает.
Тем временем Лиса отрезает кусок пирога, с довольным видом поводит носиком, кладет пирог себе на тарелку, присаживается на табуретку и… ножка табуретки ломается! Лиса падает на землю, а вместе с ней падает и тарелка с пирогом!
— А! Ох! Ой! Ай-ай-ай-ай-ай-ай-ай! – Лиса огорченно взмахивает лапками.
Подлетевшая Сорока, усевшись на яблоню, утешает Лису.
— Ну, горе да беда с кем не была!
А в это время Заяц, разбросав последние черепицы по крыше дома и засунув корзину за трубу, отряхивает ладони.
— Всё, готово! – кричит он стоящему внизу Ежу.
Звучит музыка.
Прилетевшая обратно Сорока усаживается на трубу, и, оглядев новую крышу, озабоченно крутит головой: — Ой-ой! Ну и мастер!
А Заяц со словами: — О-па! – ловко, как с горки, съезжает с крыши. Демонстрируя свою работу, он взмахивает лапой, но неожиданно одна черепица падает ему прямо на голову! От удара у Зайца в глазах — искры, его шатает из стороны в сторону, но он удерживается на ногах и, взмахнув лапой в сторону дома, заявляет Ежу: — Порядок!
Чтобы лучше видеть, Ёж снимает очки, и, рассмотрев крышу, от удивления приоткрывает рот.
— Вам бы следовало, голубчик, уложить черепицу поровнее –замечает он Зайцу.
Бросив мимолетный взгляд на проделанную работу, Заяц отмахивается: — И так сойдет!
Сняв с себя фартук, он встряхивает его, и от разлетевшейся во все стороны пыли громко чихает: — Апчхи! — отчего вся черепица, уложенная Зайцем, осыпается на землю! Последней, прямо на голову Зайцу, падает оставленная им на крыше дома корзина. Тщетно попытавшись ее снять, Заяц наощупь находит свой портфель, и так, с корзиной на голове, боком-боком уходит прочь.
— Ха-ха-ха! – сидя на трубе смеется Сорока, наблюдая за происходящим.
— Ой, ха-ха-ха! Это цирк, граждане! Я не могу! – заливаясь смехом и размахивая крыльями, она делает шаг назад и неожиданно проваливается в трубу.
— Ой! Куда же я провалилась? Ой-ой! Куда же я провалилась? – причитает она.
Из трубы вылетает несколько перьев и сажа, а Сорока, сидя в трубе и держась за нее, озирается по сторонам.
Звучит музыка.
Как ни в чем не бывало прыгая по дорожке, Заяц оказывается у домика Лисы. Спрятавшись за куст, он видит, как Лиса пытается починить табуретку.
— Хозяюшка, давай помогу! Чинить скамейки – это же мое самое любимое дело! –предлагает он, подойдя к Лисе.
— Как вы кстати! – обрадовавшаяся нежданному помощнику, Лиса радостно разводит лапками и прижимает их к груди.
Заяц с важным видом закатывает рукава куртки, открывает дипломат, достает молоток и гвозди. Зажав их во рту, он деловито прибивает ножки табуретки. Сложив лапки на груди и взмахивая ресницами, Лиса наблюдает за его работой.
Заяц берет веревку и … перевязывает ею сломавшуюся ножку.
Поставив табуретку на землю, он хлопает по ней ладонью, и табуретка с перевязанной ножкой шатается под его лапами.
— А, и так сойдет! — тихо говорит он сам себе, махнув лапой.
И тут же, поставив табуретку перед Лисой, громко объявляет: — Принимай работу, хозяюшка!
— Вот — что значит мастер! Раз, два и все готово! – Лиса от радости смеется.
— Да пустяки! – Смущенно отмахивается Заяц, расправляя рукава куртки.
— Небось проголодались? – заботливо спрашивает Лиса. — Угощайтесь, пожалуйста, угощайтесь!
Звучит музыка.
Заяц подходит к табуретке, которую только что починил, и садится на нее. Сняв с головы кепку, он откидывается назад, чтобы положить ее на портфель, и ножка табуретки под ним подозрительно скрипит. Заяц меняется в лице, но остается сидеть на табуретке.
Лиса тем временем нарезает пирог, и, слизнув со своей лапки варенье от пирога, кладет кусок на тарелку. Передав тарелку гостю, она садится, с довольным видом помешивая чай в своей чашке. Заяц встает, берет тарелку, стоя откусывает пирог, и проглотив кусочек, со всего размаха плюхается на табуретку! Табуретка под Зайцем разлетается на части, а он оказывается лежащим на земле с поднятой над собой тарелкой! Падая, Заяц задевает ногой стол, и чай проливается на платье Лисы!
— Ой! Ах ты! — рассерженно отряхивает она свое нарядное платье.
— Ах ты, самозванец! — и, подпрыгнув от злости, Лиса хватает стоящую рядом с яблоней метлу.
— Да таких мастеров надо метлой гнать! Вот тебе, вот! — тычет она метлою несколько раз в лежащего на земле Зайца, который, держа в одной лапе тарелку с пирогом и прикрываясь остальными тремя лапами, пытается урезонить ее: — Лежачего не бьют! Лежачего не бьют!
Откуда ни возьмись подлетевшая Сорока бросается на защиту Зайца: — Тетенька, правильно, лежачего не бьют!
И тут же, облетев вокруг Лисы, со словами: — Дай сюда пирог! –хватает пирог с тарелки Зайца.
— Ах не бьют! Я тебе покажу, как не бьют! – теперь, позабыв про упавшего Зайца, Лиса метлой пытается достать кружащую в воздухе Сороку. Но Сорока улетает в дом, и Лиса, размахивая метлой, бежит за ней. Почувствовав себя в безопасности, Заяц садится на землю. Из дома Лисы слышны ее крики: — Вот — тебе! Вот тебе! Вот тебе!
Быстро нахлобучив кепку, и, подхватив дипломат, Заяц незаметно уходит подобру-поздорову, оставив на поляне сломанную табуретку.
На экране — светло-голубой дом с мансардой и крышей с рисунком в бело-розовый ромб. Крышу поддерживает белая колонна, по форме напоминающая ножку гриба, с геометрическим орнаментом в нижней ее части. Перед домом стоит электрический столб, от которого протянуты провода к распределительному щитку под крышей мансарды.
Из двери дома выходит Барсук, одетый в ярко-желтую рубашку и синие штанишки с подтяжками, пересекающимися крест на крест на спине. Барсук спускается с крыльца, и, напевая: -Что делать, что делать — ума не приложу! – смотрит на крышу дома.
Тем временем Заяц, размахивая портфелем, в прекрасном настроении скачет вдоль деревьев, ловко сбегает с горки на горку, и поет:
— Я — веселый, я — бедовый,
Дел таких наворочу! —
Приостановившись, Заяц барабанит по портфелю и, подпрыгнув несколько раз на месте, продолжает скакать вприпрыжку, минуя чьи-то домики позади себя.
— Если нужно, месяц новый
К небесам приколочу!
Не ведаю, не ведаю я скуки!
Остановившись и поправив рукава джинсовой курточки, Заяц стряхивает невидимые пылинки, одергивает куртку, и, отстучав по дипломату привычный ритм, опирается на передние лапы на портфель и ловко делает сальто.
— Я — заяц, бум-бара-бум,
Я — весельчак!
Я — мастер, да я – мастер –
На все руки,
На все дела — мастак!
Миновав беседку с тремя белыми колоннами, и пробежав по поваленному стволу березы, Заяц перепрыгивает через канаву, но стоя на краю, съезжает вниз, и, не удержавшись на ногах, шлепается на землю. Приподнявшись с земли и поправив кепку, он с интересом смотрит по ту сторону забора.
— Что случилось, приятель? –интересуется Заяц, подходя к Барсуку, разглядывающего крышу дома и задумчиво почесывающего макушку.
— Да вот, понимаешь… вечером свет погас, а сам-то я того…, не умею – разводит лапами Барсук.
— У, да это ж — пара пустяков! – радостно заявляет Заяц, и закатывает рукава куртки…
Звучит музыка.
Заяц приставляет к дому длинную лестницу и ловко взбирается по ней.
— Текс… Посмотрим, посмотрим… Что у нас здесь? – стоя на лестнице у электрического щитка и почесываясь задней лапой, Заяц бесстрашно что-то крутит в щитке.
— Пассатижи! – командует он Барсуку, в нетерпении помахивая пальцами в воздухе.
— Вот — так! – Барсук бросает инструмент прямо в лапы Зайцу.
— Отвертку! – продолжает командовать Заяц.
Склонившись над раскрытым портфелем, Барсук находит отвертку: — О-па! – подбрасывает он ее вверх.
— Так, так, так, так, так! – Заяц самозабвенно колдует над щитком, и от старания его хвост ходит ходуном из стороны в сторону.
На трубу дома садится Сорока. — Эй, мастер на все руки! – подбоченившись, обращается она к старому знакомому. — Гляди в оба, доиграешься! — всплеснув крыльями, предупреждает его она.
— Отстань! – отмахивается от Сороки Заяц, даже нее глядя в ее сторону, поднимается на ступеньку повыше, и …
— Ай-ай-ай! – из щитка летят искры, лестница шатается, и, не удержавшись на ней, Заяц падает вниз! Но, зацепившись штанами за раму раскрытого окна, повисает, покачиваясь как мячик-попрыгунчик!
— Ой, граждане! Помогите, спасите, я говорю, граждане! – голосит Сорока, подпрыгивая на трубе и взмахивая крыльями, а Заяц, моргая, еще какое-то время болтается на раме.
— Кто-нито? Граждане! Что ж это? Помогите! – подлетев к Зайцу, и покружив вокруг него, Сорока садится на подоконник, а Заяц падает на землю… оставив на раме лоскуток от джинсов.
Звучит музыка.
Хлопая глазами и ощупывая себя с ног до головы, Заяц вытирает лоб: — Ух, чудом уцелел!
Встав с земли, он поворачивается, и все присутствующие: и Сорока, и подоспевший Барсук, видят на джинсах, пониже хвоста, огромную дырку и торчащие оттуда белые в красный горошек штанишки!
— Ах, джинсы-то загубил! Дырка! Теперь всё, привет! – всплеснув крыльями, Сорока как бы приветствующим жестом приподнимает свою панаму.
Звучит музыка.
На берегу реки — небольшой, в три пролета мост, на котором стоит двухэтажный дом с высоким цоколем и ажурной вывеской «Спешный ремонт одежды». На краю моста, спиной к дому, с двумя удочками сидит Бобр.
На нем — голубой пиджак, матроска и синие штаны, на голове – синий берет. Сложив лапы на груди и прикрыв глаза, Бобр посапывает. Подлетевшая Сорока, покружив, усаживается на вывеску, а к Бобру подходит Заяц, сконфуженно прикрывая своим портфелем дырку на джинсах.
— Кхе-кхе! – привлекает он внимание Бобра. Тот вскакивает, взмахивает лапами, как будто плывет, а затем выпрямляется и вытягивается по струнке со словами: — Э… Шьем, порем, утюжим и художественная штопка!
— Вот…Нельзя ли хоть что-нибудь сделать? – Заяц поворачивается к Бобру спиной, показывая пальцем на джинсы.
— Ну что ж, сделаем! – взяв Зайца за локоток и галантно обойдя вокруг него, Бобр успокаивающе машет лапой: — Это для нас — пара пустяков!
Распахнув перед гостем дверь, он пропускает его вперед со словами: — Прошу! — и закрывает ее за собой, а Сорока перелетает на подоконник раскрытого окна мастерской.
В мастерской Бобра Заяц снимает джинсы. Передав их портному, и оставшись в белых в красный горошек штанишках, он садится в золоченое резное кресло с малиновой обивкой, рядом с которым стоит огромное овальное зеркало в такой же золоченой раме и большой фикус в кадке.
Сорока, стоя на подоконнике и вытянув шею, наблюдает за всем происходящим.
Повесив кепку на зеркало, Заяц удобно располагается в кресле, и, закинув одну лапу на другую, увлеченно листает журнал «Мода».
А в это время Бобр, сидя за столом со швейной машинкой, склоняется над джинсами, и, вооружившись ножницами, начинает с упоением что-то резать, а затем, шить – иголкой с ниткой…
Спустя некоторое время Бобр поворачивается к Зайцу, и, сплюнув на пол, со словами: — Готово! Пожалуйста! – с довольным видом протягивает ему джинсы… с одной обрезанной штаниной!
Заяц спрыгивает с кресла, подходит к Бобру и остолбенело смотрит на свои испорченные штаны!
Наблюдающая за всем происходящим Сорока какое-то время смотрит на них, открыв клюв, а затем начинает смеяться:
Ой, граждане! Я не могу! Это цирк! — заливается хохотом Сорока: Это — цирк! Ой!
А Заяц, подойдя в джинсах к зеркалу, и повернувшись спиной, видит на месте дырки, прямо под хвостом, большую белую заплатку!
— Ха-ха-ха! – заливается хохотом Сорока, тогда как Заяц в первый момент только и может вымолвить: — О! Ах!
Но затем, рассердившись и сжав кулаки, топает ногой: — Безобразие! Да разве это работа? – показывает он на заплатку, и разведя в недоумении лапами, добавляет: — Срам какой-то!
Но Бобр, довольно прикрыв глаза и опершись о стол, успокаивающе машет лапами:
— Ничего! И так сойдет!
— Что?! – сжав перед собой кулаки и разозлившись, Заяц делает шаг навстречу Бобру.
— Так сойдет?! – кричит он, выставив ногу в короткой штанине и показывая на нее.
И вдруг, что-то вспомнив, замолкает и меняется в лице…
Звучит задумчивая музыка.
Заяц растерянно хлопает глазами и с недоумением разводит лапами: — Так… сойдет, а?
Звучит веселая музыка.
Изображение «схлопывается» в центр экрана и разлетается звездочкой.
На голубом фоне в нижней левой части экрана появляется бодро идущая с хитрым видом Сорока. Подпрыгнув, она рисует крылом в воздухе большой красный вопросительный знак, и удаляется. Вопросительный знак какое-то время дрожит в воздухе, а затем рассыпается на буквы: КОНЕЦ.
***
Автор описания: Елена Подвиг