На синем фоне экрана надпись крупными желтыми буквами: «ЭКЗАМЕН». На экране появляется изображение длинного стола, накрытого зеленой скатертью. На столе разложены экзаменационные билеты. За столом сидит учитель-экзаменатор в сером костюме и желтой рубашке с чёрным галстуком. Учитель лыс, розовое вытянутое лицо, крупный нос сливой. У противоположного края стола мнется ученик. У него взъерошенные белокурые волосы, короткая стрижка. Лицо круглое, с оттопыренными ушами, круглые глаза. Мальчик одет в ярко-зеленую куртку, объемные желтые штаны и коричневые ботинки. После долгих раздумий мальчик выбирает билет, но, прочитав, бросает его на пол и просит другой. Тогда, повинуясь руке экзаменатора, все билеты со стола поднимаются в воздух и волшебным образом соединяются в один огромный свиток. Этот свиток опускается на стол, и учитель задает выучить все вопросы.
Титры крупным жёлтым шрифтом на синем фоне. Слева от титров изображен нерадивый ученик, он прижимает к груди экзаменационный билет:
Автор: Р. Райтер;
Режиссер: B. Панжев;
Снимались: Рома Гаврилов,
Станислав Садальский (в главной роли) и Цыганский ансамбль «Шоу Московских цыган», руководитель Григорий Деметр.
Действующие лица
Учитель физики: Полный мужчина лет сорока шести, тёмные волосы коротко острижены. Лицо округлое, обрюзгшие щёки и подбородок. Маленькие серые глаза за стеклами маленьких очков в золотистой овальной оправе. Маленький нос с округлым кончиком, тонкие губы. Над верхней губой тонкие смешные усики, проходящие над верхней губой сплошной полосой. Одет в серый брючный костюм, тонкий черный галстук, ярко-розовую рубашку.
Брыкин: Высокий крепкий мальчик. У него густые каштановые волосы. Короткая стрижка, волосы взъерошены на макушке. Одет в ярко- голубую рубашку с рисунком в тонкую белую клетку и тёмно-синие джинсы. Лицо овальное, худощавое, белая кожа. тонкие каштановые брови. Глаза карие, круглые, близко посаженные. Нос прямой с приплюснутым кончиком. Маленький рот. Губы тонкие, ярко-красные.
Цыганский ансамбль: ансамбль из пяти человек. Двое мужчин и три девушки.
Другие ученики.
Сюжет выпуска
Кабинет физики, идет экзамен. Ребята неподвижно сидят за партами, а Брыкин стоит перед доской. он берёт билет номер пять с учительского стола. Учитель ждет ответа, не глядя на Брыкина. он наблюдает за дисциплиной в классе. Брыкин медлит с ответом, ребята начинают шептаться: «Опять не выучил, впрочем, как и всегда».
Учитель с раздражением поворачивается лицом к Брыкину, активно жестикулируя красной шариковой ручкой в правой руке. он настаивает: «Ну-ну… Ну, давай, Брыкин!».
Тот шепчет себе под нос: «Ну… Да ну». И вдруг выкрикивает в лицо учителю: «Да-ну, дану-данай!»
Учитель вздрагивает: «Ты что, Брыкин! Это экзамен!». Брыкин на цыганский манер потряхивает кистями рук перед лицом учителя, а затем и вовсе начинает танцевать, громко выкрикивая: «Дану-данай ра-дану-данай!»
Ученики перешептываются: «Во даёт!», а учитель шокирован поведением Брыкина. Тут распахивается дверь в класс, и с облаком белого дыма вваливается целый цыганский ансамбль. Два молодых цыгана в чёрно-красных рубахах играют на гитарах. Три цыганки громко поют и танцуют напротив доски. Две девушки в чёрно-красных платьях с пышными юбками и открытыми плечами, в волосах у них розовые бутоны, одна цыганка в ярко-зеленом платье с блестками и открытой зоной декольте. Цыгане и брыкин шумно танцуют вокруг изумлённого экзаменатора, а другие ученики, открыв рты, наблюдают это грандиозное представление.
Учитель тоже вскакивает из-за стола и танцует вместе с веселыми цыганами, с потолка на головы танцующих летят цветные конфетти, а музыка становится всё громче, танец ускоряется. Цыгане в танце увлекают учителя к столу, и довольный Брыкин раскрывает перед ним свой дневник, надеясь в этой суматохе получить хорошую отметку. Учитель не понимает, что происходит, с учительского стола со звоном падает на пол медная микросхема. Цыгане, как заведенные, снова начинают петь и плясать, учитель вскакивает на ноги, неистово пляшет и бьет себя бубном по лбу.
Устав, он тяжело дыша садится за стол.
«Ну, молодец, Брыкин! Вот молодец!», — восклицает он. А хитрый ученик с улыбкой подсовывает дневник. Вопреки ожиданиям мальчика, учитель ставит ему единицу за незнание физики и один балл добавляет за музыкальность и артистизм. Педагог трясет кистями рук, передразнивая танец Брыкина, и рисует ручкой в воздухе цифру два. Оценку он ставит в дневник и строго приказывает горе-выдумщику завтра явиться в школу не только с родителями, но также с бабушкой и дедушкой. Перед нами вытянувшееся лицо Брыкина. стоя перед доской лицом к классу, мальчик растерянным взглядом смотрит на одноклассников.
***
Автор описания: Ирина Агафонкова